Шантаж со звуком и без звука
Довженко-центр и Коло Дзиги. Классическая лента от английского Хичкока под музыку британца Нила Бренда.
После напряжённого дня работы в лондонском участке полицейский детектив Фрэнк Уэббер (Джон Лонгден) встречается со своей девушкой Элис (Анни Ондра), но в результате та уходит из кафе с неким художником (Сирил Ритчард). Художник увлекает девушку к себе домой, где (что вполне понятно) начинает агрессивно приставать. Под руку Элис весьма кстати подвернулся нож, незадачливый ухажёр убит, но на месте случайного преступления остаётся улика – перчатки. Одну из них наутро обнаруживает сам детектив, а вот вторую подбирает злодей-воришка Трэйси (Доналд Калтроп), решающий подзаработать шантажом…
Один из наиважнейших режиссёров в истории мирового кинематографа Альфред Хичкок на протяжении своей долгой и изобильной англо-американской карьеры неоднократно выступал в роли первопроходца. Он никогда не боялся экспериментировать, но 90 лет назад ему пришлось стать пионером в совершенно уникальном деле: полицейский триллер «Шантаж» (1929) был запущен в производство как немой, но непосредственно во время съёмочного периода продюсер Джон Максвелл закупил дорогостоящее американское звуковое оборудование и настоял, что фильм должен стать первой в истории английской «говорящей» картиной – на этом, собственно, и строилась рекламная кампания. Хичкок с честью выкрутился из непростой ситуации (интересующихся отсылаем к многочисленной литературе об этом этапе творчестве мэтра), но в результате фильм вышел в прокат в двух весьма отличающихся друг от друга версиях: серьёзно разнились, прежде всего, монтажно-стилистические приёмы, что обуславливалось изобразительными особенностями немого кинематографа, но даже и одну и ту же роль порой исполняли разные актёры. Довженко-центр, блестяще продолжающий свой цикл киноперформансов «Коло Дзиги», естественно, избрал немую версию картины, тем самым дав возможность развернуться Государственному эстрадно-симфоническому оркестру Украины, выступающему ныне под более подходящим времени названием Kyiv Fantastic Orchestra.
«Шантаж» - не самая «раскрученная» лента культового режиссёра, и зритель, ожидающий чего-то в духе «Психо», «Окна во двор» или «С севера на северо-запад» - столкнётся с совершенно иным Хичкоком. Начинавший в 20-е годы свой профессиональный путь молодой режиссёр отважно (благо, у него было целых две попытки) нащупывает те самые формальные приёмы в монтаже, постановке света и камеры, которые позволят ему впоследствии создать свои уникальные шедевры. Грань между звуком и немым кино в «Шантаже» прочерчена просто буквально: в пространстве одного кадра или сцены. Строительство каркасных домов profikarkas.com.ua - сайт Лично представивший премьеру в Украине заслуженный английский композитор Нил Бренд тонко учуял эту грань, а потому – чтоб избежать возможной эклектики – выстроил свой саундтрэк по-старомодному ровно и мягко. Его музыка настолько универсальна, иллюстративна и понятна, что, кажется, была бы одинаково уместной и тогда – сто лет назад. Крайне удачной оказалась и отреставрированная Национальным архивом Британского киноинститута копия – казалось бы, требующая (по жанру) жёсткого чёрно-белого контраста картина оказалась на удивление сбалансированной и «мягкой». И под конец подсказка синефилам, любящим «половить» прячущегося в одном из эпизодов каждого своего фильма режиссёра. Он – пассажир, которого так достал непоседа-мальчишка…
Текст - Сергей Локотко
Алексей Першко 25 февраля 2019