Строгий юноша. Он же – Волшебный комсомолец

Войти через
Регистрация
 
Строгий юноша. Он же – Волшебный комсомолец
 
Новости: Строгий юноша. Он же – Волшебный комсомолец
Oldschool2 в Довженко-центре – продолжение. Кино «зазора» и очередной шедевр.
В весьма некомфортном и зачастую небезопасном «зазоре» между революционным авангардом 20-х и «большим стилем» окаменевшего соцреализма сталинской эпохи не по своей воле оказалась уйма мастеров советского кинематографа. Московский режиссёр Абрам Роом в 1933-м году «за недисциплинированность и трудовое разложение» был временно уволен с «Мосфильма» и отправлен в своеобразную ссылку в Киев – на студию «Украинфильм». По тому же маршруту проследовал писатель-одессит Юрий Олеша: после триумфа «Трёх толстяков» (1924) и «Зависти» (1927) он совершенно не сумел вписаться в новую, куда более жёсткую и во многом непонятную для интеллигента эпоху и занимался созданием пьес, где пытался осмыслить для себя самого и сформулировать «наружу» общеприемлемые этические нормы «нового порядка». Как результат родилась удивительная пьеса «Волшебный комсомолец», которая после публикации в журнале «Новый мир» (№8 за 1934-й год) и последовавшей за ней бурной дискуссией на всесоюзном уровне с энтузиазмом была принята для постановки в Киеве под названием «Строгий юноша». Сюжетная коллизия, на первый взгляд, была весьма проста.
На загородной даче крупнейшего хирурга и учёного Юлиана Степанова (Юрий Юрьев) молодой гость – комсомолец-спортсмен Гриша Фокин (Дмитрий Дорлиак) – немедленно влюбляется в красавицу-супругу профессора Машу (Ольга Жизнева). Но столь банальная на первый взгляд ситуация становится отнюдь не мелодрамой со страстями, а только поводом для совершенно утопических раздумий о неком кодексе морали нового, пока ещё не сформированного общества, где многие акценты стоит кардинально переставить. И ладно, если б все проблемы незадачливых создателей картины сводились только к весьма спорным представлениям о новом обществе и по-интеллигентски старомодным умствованиям о недалёком уже светлом будущем! Роом, Олеша и профессионально превзошедший сам себя оператор Юрий Екельчик, дружной компанией проведшие два лета на залитом солнцем одесском побережье, создали совершенно удивительный мир.
 Утопия – она утопия и есть. Но здесь она приобретает уникальные черты. Мир фильма – словно Рим периода (тоталитарного) расцвета: с геометрически безупречными парками, глядящими на море виллами аристократии, со стадионами и мчащимися колесницами, белоснежными одеждами на безупречно сложенных юных телах, с уходящими вдаль колоннадами и прохладой просторных купален. А ещё – неожиданно! – тут вдруг возникают театр с мясистыми танцовщицами и фраками из «Травиаты», циклопическая операционная с врачами-мумиями, дискобол, метающий торты, и сон главного героя Гриши, словно подсмотренный у Пабста и Мурнау. И разговоры комсомольцев о недопустимости уравниловки (недавно заявленной Сталиным в качестве нового курса), и – главное! - Третьем Комплексе ГТО, где вместо физкультурных норм «готовности к труду и обороне» вводился некий «морализированный кодекс поведения нового человека». Строгим и безупречно литературным языком.
Понятно – фильм в своё время не «вписался в тему» ни идеологически, ни формально. 10 июня 1936-го года трест «Украинфильм» запретил «Строгого юношу». А 13 февраля 2019-го его показал Центр Довженко.
Фабрика соцреализма
Украинское кино 1930-х
6 февраля         Гармонь. 1934. Игорь Савченко
13 февраля       Строгий юноша. 1935. Абрам Роом
6 марта             Интриган. 1935. Яков Уринов
13 марта           Однажды летом. 1936. Ханан Шмаин, Игорь Ильинский
20 марта           Шуми, городок! 1939. Николай Садкович
Алексей Першко 15 февраля 2019
Комментарии
 
Имя
26 марта 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные статьи

Что в кино? Премьеры недели (27 февраля - 6 марта)

Ольга Полякова и Даша Астафьева снова свингуют, а также другие новинки проката.

27 февраля 2019

0
375

Что в кино? Премьеры недели (7-13 марта)

Новая супергероиня, украинский мюзикл и другие новинки проката.

08 марта 2019

0
296

«Брама» и «Дикое поле» - лидеры

Объявлен список номинантов на Третью национальную кинопремию «Золота Дзига»

20 марта 2019

0
271

Что в кино? Премьеры недели (14-20 марта)

Аладдин, но не Гая Ричи, и другие новинки проката.

14 марта 2019

0
216

Что в кино? Премьеры недели (21-27 марта)

Танцы от Monatik и другие новинки проката.

21 марта 2019

0
204

 



fk tw