Утраченные и счастливо найденные. День 2-й. ОБНОВЛЕНО - статьи кино - Kino-teatr.ua

Киев
мова
Войти через
facebook google

Утраченные и счастливо найденные. День 2-й. ОБНОВЛЕНО


Утраченные и счастливо найденные. День 2-й. ОБНОВЛЕНО
Запрещённый агитпроп и утопический Город без евреев. На Немых Ночах на место мелодрамы властно вторгается социальная тематика.
Штурмовые ночи (Штурмові ночі, 1931).Украина, реж. Иван Кавалеридзе.
Чудесный и сейчас малопонятный термин «агитпропфильм» расшифровывается всего лишь как агитационно-пропагандистский, т.е. таковой, который просто и доходчиво для каждого условного крестьянина с рабочим объяснит все прелести и преимущества актуального момента в деле строительства счастливого завтра. И именно за этот жанр после двух «исторических» фильмов («Ливень» и «Перекоп») взялся поистине выдающийся и уникальный «многостаночник» украинской культуры (скульптор, кино- и театральный режиссёр, драматург и художник-постановщик) Иван Кавалеридзе. Избрав площадкой «Штурмовых ночей» циклопическое строительство Днепрогэса, Кавалеридзе смело слил в одной картине игровые эпизоды с хроникальными, при этом попытавшись всё же рассказать традиционную для тех времён историю о неизбежном столкновении уклада старого (крестьянского-кулацкого) и коллективного, построенного на «штурмовом» методе – нового. Сюжет при этом неизбежно пострадал, к тому же если всё это рассказывать своеобразным «телеграфным» киноязыком… В общем, тогдашняя Государственная репертуарная комиссия сочла картину «…недоступной для массового зрителя в силу её подчёркнутого формального трюкачества» и, невзирая на поистине «звёздный» на то время актёрский состав (Шкурат, Свашенко, Твердохлеб) - попросту не выпустила «Ночи» на экран – нечего, мол, народу мозги морочить… Если честно, тогдашних чиновников вполне можно понять – это творение Кавалеридзе и сегодня даже подготовленным зрителем воспринимается весьма неоднозначно. И тут на помощь зрителю приходит музыка: наверно, лучший на сегодня кинокомпозитор Украины Алла Загайкевич (прочих регалий перечислять не будем) создала магический электронный soundscape, а в этом несколько космическом пейзаже как в родной стихии ощущал и реализовал себя блестящий фри-перкуссионист из Литвы Аркадий Готесман – подобный благодарный «фон» позволил ему виртуозно использовать в полной мере буквально десятки ударных инструментов. Да, и ещё одно – фильм почему-то не был включён даже в многотомный каталог «Советские художественные фильмы» (1961), однако в 1932-м на экраны страны вышел уже звуковой «Иван» Александра Довженко, практически буквально воспроизведший сюжетные коллизии «Ночей». Загадочная история…    
Город без евреев (DieStadtohneJuden, 1924). Австрия, реж. Ганс Карл Бреслауэр.
В некоем городе с названием Утопия (сразу же очевидно – это Вена!) набирает обороты всесторонний и глубокий кризис, а потому градоначальники, идя навстречу гражданам, принимают радикальное (и, увы, далеко не новое) решение – изгнать из города поголовно всех евреев, включая детей от смешанных браков. Сказано – сделано: евреи со стенаниями покидают город, который, что естественно - сразу же начинает деградировать...
В фильме всё кончится весьма оптимистично, и в финале градоначальник обратится к вернувшемуся главному герою со словами «Мой дорогой еврей»! На деле же кино, как порой бывает, с экранов выплеснулось «в жизнь», что привело к ряду вполне реальных трагедий. Автор довольно безобидного, по сути, одноименного сатирического романа Гуго Беттауэр через несколько месяцев после премьеры был застрелен нацистами в собственном кабинете, ими же был разгромлен ряд кинотеатров, а режиссёр этого визионерского «Города» Ганс Карл Бреслауэр больше не снял ни одного фильма. От фильма даже копии не сохранилось – каким-то чудом её отыскали 4 года назад на парижском Блошином рынке! Если же абстрагироваться от вышеупомянутых ужасов и говорить собственно о кинематографе, то современному зрителю фильм предстанет просто довольно бесхитростным и не претендующим ни на какую всеобъемлемость памфлетом с набором лобовых «народных» антисемитских штампов, карикатурно-узнаваемых образов политических деятелей (а это вещь универсальная!) и весьма ходульно скроенной любовной историей (он – еврей, она – местная) – куда же без «чувств» в нормальном фильме?
Возможность озвучить венский фильм вживую вновь (после КМЕТа) предоставили австрийским артистам: трио в составе Герхарда Грубера (клавиши), Петера Росманита (ударные) и Адула ибн Кадра (скрипка). Австрийцы преподали урок по-хорошему тапёрского искусства: тщательно следуя всем перипетиям сюжета, музыканты иллюстрировали буквально каждую сцену отрывками слегка искажённых, но легко узнаваемых мелодий – от тем классических скерцо академических композиторов (Вена всё-таки!) и еврейских скрипичных мелодий до всяческих разбитных «народных» маршиков, вальсиков, полечек и прочих популярных тем.
Настоящим же гурманским музыкальным событием второго фестивального вечера стал сольный концерт во дворе Довженко-центра гитариста Дмитрия Радзецкого – любое выступление (и в любом составе) этого без преувеличения выдающегося музыканта и композитора заслуживает особого внимания. К сожалению, он не был привлечён в этом году к «озвучке» фестивальных фильмов, но это, думается, поправимо. Продолжение следует! 

Текст - Сергей Локотко
Алексей Першко 22 июня 2019
Like

Имя
19 августа 2019
Ваш комментарий

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (8-14 августа) Что в кино? Премьеры недели (8-14 августа)

Фильм Ксавье Долана со звездой "Игры престолов" и другие новинки проката.

07 августа 2019 0 699
Портман сыграет Тора, Блэйд и другие новости Marvel Портман сыграет Тора, Блэйд и другие новости Marvel

Все, что нужно знать о презентации Marvel на Comic Con.

21 июля 2019 0 468
Что в кино? Премьеры недели (15-21 августа) Что в кино? Премьеры недели (15-21 августа)

Новый Тарантино и другие новинки проката.

14 августа 2019 0 459
Let's Go International Let's Go International

KMW CoProduction Meetings - копродукционный ивент KYIV MEDIA WEEK 2019

09 августа 2019 0 433
Что в кино? Премьеры недели (1-7 августа) Что в кино? Премьеры недели (1-7 августа)

Спин-офф "Форсажа", лауреат Канн и другие новинки проката.

31 июля 2019 0 432