Вниманию Оскара: выбор сделан


Вниманию Оскара: выбор сделан

Два месяца назад, проведя анализ всех выпущенных фильмов в период с 01.10.2015 по 30.09.2016, мною был составлен список возможных кандидатов от Украины на премию Оскар, в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Не были учтены фильмы, которые выйдут позже, т.к. они не попадают  в указанный выше период (по правилах премии), и из-за отсутствия информации о рассматриваемых жанрах, не были учтены и документальные фильмы. 

31 августа, на момент закрытия приема заявок Украинским Оскаровским комитетом было отобрано всего три проекта, один из которых мог бы представлять нас в Голливуде. Это художественные фильмы «Гнездо горлицы» и «Песня песен» и документальный фильм «Украинские шерифы»

Но остается не ясным критерии отбора фильмов. Во-первых, «Гнездо горлицы» выходит в прокат только 10 ноября и не попадает в требуемые сроки. Соответственно, Комитет не должен был принимать эту заявку на рассмотрение. А руководствоваться тем, что фильм «Поводырь» 2014г. также поздно выходил в прокат, но был принят лояльно, не может являться поводом продолжать такую «традицию» без предварительного согласия Американской киноакадемии. 

Во-вторых, непонятно, что именно принималось во внимание при отборе. Профессионализм создателей? Количество наград на кинофестивалях? Может, какой-то третий фактор, о котором всегда умалчивается? А как же важность идеи фильма для общества и что самое главное, вклад в развитие кино? Ведь официально, Оскар именуется, как «Премия Академии за заслуги» (англ. Academy Awards of merit), что подразумевает достижения в области кино и вклад в развитие искусства. А может, просто других заявок и не было? 

Вопрос остается открытым, но на мой взгляд, идея фильма и ее воздействие на развитие общества один из главных критериев. Далее, вклад в развитие кинематографа. Это может быть создание какой-то новой техники съемки или фильм в абсолютно новом жанре. И далее, интересный сюжет, мастерство съемочной группы, игра актеров, красивая музыка и т.д. Но получается, что фильмы были отобраны в какой-то другой способ, даже не по стандартным критериям, т.к. ясности не было и в ответе директора Держкино в интервью для таблоида Медианяня о критериях отбора заявок. 

Если основываться на этих трех картинах, то фильм – это лишь способ освещения каких-либо постоянных проблем современности (как бедности или иммиграции), но не изображение действующих глобальных (например, вторжение Россией на территорию Украины или проблема беженцев), а значит, не влияет на развитие общества и тем более кино. 

Стоит заметить, что за всю историю независимости Украиной на суд Американской киноакадемии было представлено всего 8 фильмов. Но не один из них не был номинирован на Оскар. Не говоря уже о том, чтобы стать победителем в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В такой ситуации, прежде чем отправлять следующий фильм, необходимо проанализировать, по какой причине наши фильмы не выбираются Киноакадемией. Так как это делают, тренеры футбольных команд, когда просматривают предыдущие матчи, чтобы понять, почему победа была не за ними. А выбирая фильмы по какому-то индивидуальному признаку, мы снова скатываемся вниз, а это означает, что у нас не будет возможности не только получить заветную статуэтку, но и даже войти в список номинантов на премию. 

Всю эту систему необходимо давно менять, а не только поверхностно – выбором нового комитета. Хотя как ее поменять, когда подобное происходит во всех сферах нашей жизни. Если мы сделаем украинское кинопроизводство по формату Америки, где кино – это бизнес, то мы рискуем потерять фильмы, как культуру, потому что продюсеры будут рассматривать каждый проект только с точки зрения успеха в кинопрокате и окупаемости ресурсов. А если мы оставим на балансе государственного бюджета, то внутренняя политика организаций будет влиять на рассмотрение работ. 

Может, стоит немного изменить процедуру отбора фильмов? Например, предоставить возможность другим профессионалам кинопроизводства и обычным украинцам предложить Комитету, на их мнение, заслуживающий внимания, фильм. И чтобы их голос имел какой-либо вес. Так, скажем, как выбирают победителя на Евровидении. 

В-третьих, непонятно, почему из всех документальных фильмов, в списке заявленных оказалась только картина «Украинские шерифы», которая не раскрывает ни одну из глобальных действующих проблем украинского общества и тем более не показывает несломленный дух украинской нации, о чем я писала в предыдущей статье. А фильм, снятый на узкую тематику, вряд ли заинтересует мировое сообщество кинематографистов. 

В 2015-2016 гг. были сняты такие документальные фильмы, как: «Тень Иловайска», «Рейд. Сила непокоренных» и др. Хотя эти картины не были предназначены для кинопроката, но если уж речь идет о документальном кино, именно они рассказывают о реальных людях, патриотах, которые защищали Украину ценой жизни. И именно такие фильмы должны были быть в списке заявок на Оскар. 

Понятно, что не Комитет дает распоряжения на создание фильмов, а кинокомпании снимают нужные для них проекты и потом подают заявки. Но если мы собираемся выходить на мировой уровень, то Комитет, Госкино, Министерство культуры должны стимулировать и поощрять, чтобы режиссеры и кинокомпании были заинтересованы снимать кино, в котором будет поддерживаться идея украинской нации, будут раскрываться глобальные и действующие проблемы государства, которые затрагивают и другие страны. Высококачественное строительство домов под ключ в Новосибирске. Посмотрите проекты и цены от компании Квадрат. В этом должна быть суть развития украинского кинематографа. 

Ни один из представленных (мною и таблоидом Медианяня) кандидатов, как вариант, ни стал претендентом на Оскар от Украины. С одной стороны – почти все они плохо сочетались с данной кинопремией, но с другой – такой фильм, как «Гетьман» мог бы стать достойным кандидатом. Я не выступаю за какой-то конкретный фильм, мое мнение объективно. Если было хотя бы десяток достойных картин, я бы выступила в поддержку всех 10-ти. Но за неимением таковых, все сводиться только к одному из них. И, к сожалению, его нет в этих трех заявленных фильмах. 

Но такой ситуацией я не удивлена. Потому что, пока политика внутри украинской «кинокухни» влияет на культуру, у нас не будет объективной оценки и отбора фильмов. Может цель – только создавать видимость, как это делает правительство, что мы что-то делаем, а не стараться представить на Оскар самый достойный фильм? 

Так или иначе, но выбор Украинский Оскаровский Комитет уже сделал. Фильмом, который отправиться покорять Голливуд, стал «Украинские шерифы» (см. рецензию здесь), что совершенно далеко от той идеи, о которой было написано выше. Или я уже чего-то не понимаю в современном кино, или мир перевернулся, но придерживаюсь своей точки зрения. Самая почетная и самая известная в мире кинопремия. Может быть, для кого-то это просто статуэтка, обычная награда в области кино. Но для нас это должно быть наивысшей ступенью профессионализма и мы должны стремиться к этому. Стремиться снимать достойное кино. Но выбор сделан. Теперь посмотрим, что скажет Американская киноакадемия.

© Автор статьи Шерстобитова Наталия, Киев, 2016г. Все права защищены

Шерстобітова Н. 18 сентября 2016
Like



Имя:
23 октября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


«ЮКИ» - история побед свободных украинцев «ЮКИ» - история побед свободных украинцев

3 декабря в отечественный прокат выходит сенсационный фильм «ЮКИ», который расскажет истории выдающихся звезд украинского происхождения,...

07 октября 2020 0 2708
Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября) Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября)

Тарас Шевченко и другие новинки проката.

23 сентября 2020 0 2605
Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября) Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября)

Джеки Чан и другие новинки проката.

30 сентября 2020 0 1385
Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября) Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября)

Лиам Нисон, два фильма с Александрой Даддарио и другие новинки проката.

07 октября 2020 0 856
Возможность другого. Свободного. Возможность другого. Свободного.

В рамках Одесского кинофестивале в Довженко-центре прошла ретроспектива «Одесские независимые: свободное кино 90-х».

08 октября 2020 0 838