Войти через
facebook google
 

Война, античность и водители трамваев


Война, античность и водители трамваев

Немой кинематограф Украины под живую музыку из современности: Центр Довженко продолжает крутить «Коло Дзиги».
«Ордер на арест» (1926), УССР, Ялтинская кинофабрика ВУФКУ. Режиссёр Георгий Тасин.
Гражданская война. Некий условно украинский городок на время покидают «красные», и председатель Революционного комитета Сергей Каргальский (Хайри Эмир-заде) вынужден обратиться к собственной жене Наде (Вера Варецкая) с просьбой остаться в городе, чтоб понадёжнее спрятать секретный пакет. Занявшие городок «белые» немедленно являются к Наде с обыском и, не сумев обнаружить искомое, подвергают её жестокому допросу с пристрастием, искусно доведя бедную женщину до состояния полного эмоционального истощения. В горячечном бреду на больничной койке она все же проговаривается, что приводит к аресту и гибели 14-ти соратников по борьбе; вернувшийся принципиальный супруг вынужден выписать орден на её арест, но поздно – не менее требовательно относящаяся к себе Надя кончает с собой…
Создатель этого удивительного «Ордера…» - режиссёр Георгий Тасин - прошёл в кинематографе весьма примечательный путь. После фронтов Гражданской (боевой офицер!) и карьеры редактора, он сначала последовательно возглавлял Одесскую и Ялтинскую киностудии, затем начал писать сценарии, а после этого добрался и до режиссуры. Однако своё первое образование (пусть и юридическое) Тасин получил в Петроградском Психоневрологическом институте, что, безусловно, сказалось на его режиссёрских работах. Невзирая на кажущуюся «правильную выверенность» идеологизированного сюжета, «Ордер…» весьма далёк от лобового революционного пафоса, а неизбежная ходульность сюжетных коллизий используется Тасиным совсем иначе. Намеренно доведя до крайности традиционные «огрехи» немого кино (переизбыток грима, устрашающее «вращание глазами», нарочитая театральность поз и жестов и т.п.), режиссёр как-то исподволь возвышает историю до масштабов античной драмы, а погружение героини в бездны безумия становится удачным поводом для уймы разнообразнейших экзерсисов с изображением и монтажом. Парадоксальным образом скрестив античный фатум с графикой немецкого экспрессионизма, Тасину удалось уйти и от морали в финале – всё кончается, в принципе, несправедливо и плохо, что совершенно нетипично для кино тех лет.


Днепровской супергруппе «Вагоновожатые» удалось, на наш взгляд, создать один из лучших отечественных живых саундтреков последних лет. Пульсирующий электронный dark-IDM трио при всей кажущейся однообразности выполняет, вместе с тем, свою главную задачу – нагнетание тревожно-трагической атмосферы, достигающее своего пика в сценах бреда и неизбежно жестокой развязки. Лидер «Вожатых» Антон Слепаков не побоялся нанести на картину ещё один смелый «слой», механически начитав в микрофон поверх музыки некий собственный текст, воспринимаемый в процессе просмотра не как нечто связное, а как набор эффектно повторяющихся «ключевых слов» из неочевидного контекста фильма, но это тот редкий случай, когда столь самовольное «соавторство» с лихвой себя оправдывает.
Да, и ещё одно. При всей солидности временной дистанции (почти 100 лет!), «Ордер…» воспринимается куда более новаторски и современно, чем какой-нибудь, к примеру, «Захар Беркут». Вот такой парадокс…

Текст - Сергей Локотко

Алексей Першко 11 октября 2019
Like

Имя:
14 октября 2019
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (19-25 сентября) Что в кино? Премьеры недели (19-25 сентября)

Брэд Питт и украинская фантастика.

18 сентября 2019 0 1656
Культовая классика Нового Голливуда Культовая классика Нового Голливуда

«Киевская неделя критики» объявляет программу ретроспективы

18 сентября 2019 0 1637
Второе Киноколо Второе Киноколо

Объявлены номинанты на Вторую национальную премию кинокритиков

20 сентября 2019 0 1505
Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября) Что в кино? Премьеры недели (26 сентября – 2 октября)

Экранизация "Щегла" и другие новинки проката.

26 сентября 2019 0 1223
Длинные встречи с Кирой Муратовой Длинные встречи с Кирой Муратовой

В Париже началась большая ретроспектива фильмов выдающегося украинского режиссера Киры Муратовой

26 сентября 2019 0 1218