Возможность другого. Свободного.


Возможность другого. Свободного.

В рамках Одесского кинофестивале в Довженко-центре прошла ретроспектива «Одесские независимые: свободное кино 90-х».
Порою складываются в истории кинематографа такие обстоятельства, когда он на короткое время вдруг сбрасывает с плеч не всегда приятную и всегда весьма непредсказуемую прокатную необходимость (вложенные в производство фильма деньги ведь надо как-то «отбивать»?). И вот тогда, лишённый всякого диктата – как зрительского, так и продюсерского – он вновь и вновь пытается доказывать, что всё-таки является Искусством, создаваемым демиургом-Автором не только для банального потакания неприхотливому в своей массе потребителю, а для чего-то неизмеримо большего… Подобная история случилась 30 лет назад с Одесской киностудией, когда полный развал советской системы производства и проката фильмов привёл к прекрасному и краткому, но неожиданно феерически-яркому локальному «кино-взрыву». И если ранее понятие «авторское кино Одессы» традиционно связывалось лишь с именем Киры Муратовой, то во время «дикого кинематографа» начала 90-х, когда Империя распалась, а грядущее тонуло в общем неопределённо-тревожном тумане – на идеологических и производственных руинах Системы выросли пусть эфемерные и зачастую внешне несуразные, но зато ни на что не похожие и совершенно удивительные цветы.
Одесское (географически) кино начала 90-х было представлено в программе пятью фильмами четырёх режиссёров, ярко блеснувших своими дебютами, но быстро исчезнувших – вместе со своим неповторимым временем – с кинематографического горизонта: Михаила Каца («Пустыня», 1991; «Хромые внидут первыми», 1993), Сергея Рахманина («Человек К», 1992), Юрия Садомского («Лавка Рубинчик и…», 1992) и Юрия Белянского («Дорога в парадиз», 1991). Что у них общего? И много, и почти что ничего. Из общего – разной степени монохромность выцветшей (или, наоборот, пересвеченной) картинки, прямое и косвенное присутствие в сценарии литературного интеллигентского пантеона позднесоветской эпохи (Леонид Андреев, Фланери О'Коннор, Кафка, Ионеско, Беккет, Борхес и т.п.), принципиальное отталкивание от осточертевшего всем реализма и, конечно, прекрасные саундтреки (хотя и сильно пострадавшие технически от времени). А ничего лишь потому, что режиссёры явно не входили ни в какие декларированные ими самими или придуманные кем-то «школы», а потому манера каждого принципиально (до экстремальности) индивидуальна. Ветхозаветная необузданная «дикость» Каца, отстранённо-метафоричная медлительность Рахманина, вневременный «мусорный ветер» Садомского, памфлетно-нежная утопичность Белянского… Ретроспективно наблюдая отечественный кинематограф последних тридцати лет, после просмотра этой программы остаются, пожалуй, два самых ярких ощущения. Во-первых, как всё-таки здорово во все времена, невзирая на обстоятельства, стараться стать по-настоящему свободным. А во-вторых, что игровое кино Украины могло бы всё же состояться по-другому – не только в весьма узких рамках зачастую показушных «национальности» и «патриотичности», чего требует жёсткий «заказ», а как-то всё-таки «по-мировому» и в настоящем широком контексте… Ведь предпосылки-то все были ещё сколько лет назад.
Надеемся, что эти 5 картин – только прелюдия к поднятию со дна несправедливого забвения пусть, может, не шедевров, но счастливейших находок того дикого, но столь, как оказалось, щедрого на артефакты времени. Спасибо ОМКФ за единственную в этом году off-line программу, да и Довженко-центру – за профессионализм, энтузиазм и предоставленный большой экран.
Текст - Сергей Локотко

Алексей Першко 08 октября 2020
Like


Имя:
21 октября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября) Что в кино? Премьеры недели (24-30 сентября)

Тарас Шевченко и другие новинки проката.

23 сентября 2020 0 2527
«ЮКИ» - история побед свободных украинцев «ЮКИ» - история побед свободных украинцев

3 декабря в отечественный прокат выходит сенсационный фильм «ЮКИ», который расскажет истории выдающихся звезд украинского происхождения,...

07 октября 2020 0 2174
Из Украины в Голливуд и обратно Из Украины в Голливуд и обратно

История первая: Полина Бучак

22 сентября 2020 1 2025
Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября) Что в кино? Премьеры недели (1-7 октября)

Джеки Чан и другие новинки проката.

30 сентября 2020 0 1307
Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября) Что в кино? Премьеры недели (8-14 октября)

Лиам Нисон, два фильма с Александрой Даддарио и другие новинки проката.

07 октября 2020 0 781