Зависимый кинематограф и новые кинопередвижки


 Зависимый кинематограф и новые кинопередвижки
Или беглый взгляд на Закон №3081-д
Вот уже неделю кинематографическое сообщество Украины активно обсуждает принятый Верховной Радой Закон№3081-д «Про государственную поддержку кинематографии в Украине» (далее – Закон). Мнения, по большей части, исключительно восторженные: принятый закон называют чуть ли не революцией в кинематографе Украины. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе ведь ряд положений нового закона вызывают на определённые размышления.
Итак, в новом Законе утверждается, что государственная поддержка кинематографии осуществляется за счет средств Государственного Фонда поддержки кинематографии, управление которым осуществляет центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере кинематографии (читай – Государственное Агентство Украины по вопросам кино, далее – Госкино). Этот же орган является главным распорядителем средств Фонда и распоряжается ими исключительно на основании решений Совета по государственной поддержке кинематографии. Этот Совет – еще одно новшество Закона. Состоять он будет из 9-ти членов, назначаемых на 2 года, при этом состоять в Совете более одного срока подряд возбраняется. 1 член Совета делегируется туда Министерством Культуры, еще один – Госкино, а остальные семеро по идее должны представлять кино- и телеиндустрию.
Совет создает различные экспертные комиссии, в том числе и для проведения питчингов, решение которых, впрочем, носит исключительно рекомендательный характер. И все же на основании этих рекомендаций Совет в свою очередь рекомендует Госкино, какие фильмы включать в Программу производства национального кино. Немаловажно, что Фонд поддержки кинематографии формируется – как и прежде – в основном из Государственного бюджета Украины (не менее 0,2 процента расходов общего фонда Госбюджета) и на средства, полученные согласно законодательству про лотереи (очень четкое определение, не так ли?).
Есть новшества и в разделе Закона о Формах государственной поддержки кинематографии, которая может составлять 80 процентов сметной стоимости фильма или даже 100% (для детских и авторских фильмов, дебютных лент режиссеров), но главная новость – появление в этом разделе поддержки производства телефильма или сериала (до 50% сметы). Любопытной (но, честно говоря, трудно представимой) является такая форма поддержки национальной кинематографии, как субсидирование закупки (до 50% стоимости) мобильных передвижных цифровых комплексов для обеспечения демонстрации национальных фильмов в небольших городах и селах с населением, не превышающим 250 тысяч жителей.  Еще одним пунктом этой программы поддержки проката национального кино является возмещение государством процентов, уплаченных по банковским кредитам, которые были взяты частными структурами для переоборудования кинотеатров в населенных пунктах с означенным выше населением.
Поддержку государства могут получить только продюсеры национальных фильмов, которые определяются следующим образом: «національний фільм – створений суб'єктами кінематографії фільм, виробництво якого повністю або частково здійснено в Україні, основна (базова) версія мовної частини звукового ряду якого створена українською або кримськотатарською мовою», но «за мотивованим рішенням Ради з державної підтримки кінематографії на підставі звернення суб’єкта кінематографії, якщо це виправдано художнім, творчим задумом авторів фільму, в основній (базовій) версії національного фільму (крім дитячих та анімаційних фільмів) допускається використання інших мов в обсязі, що не може перевищувати 10 відсотків загальної тривалості всіх реплік учасників фільму. Під час демонстрування національного фільму в Україні такі репліки мають бути дубльовані або субтитровані українською мовою». Языковой фактор, безусловно, учитывается во всех европейских моделях поддержки национального кинематографа, но не в столь ультимативной форме: например, во Франции статус национального фильма определяется по специальной 100-бальной шкале, из которых на язык отводится лишь 20 баллов, а проходной балл – 25 (то есть достаточно, чтобы французами были продюсер, режиссер, автор сценария и исполнитель главной роли). en.kiev.natashaescort.com Таким образом, например, фильм Жерома Салля «Зулу: теория сговора», снятый исключительно на английском и африкаанс, все равно остается французским национальным фильмом. Другое дело, что такой фильм не сможет претендовать на налоговые льготы, предоставляемые французским государством кинопроизводителям – в этом вопросе языковой фактор является определяющим.
Еще одним новаторством Закона является возвращение государством части квалифицированных затрат иностранным продюсерам, снимающим в Украине (до 25%): предполагается, что эта мера может превратить Украину во вторую Хорватию (Польшу, Венгрию, Чехию, Латвию и т.д.) и к нам хлынут производители сериалов ранга «Игры престолов» и фильмов масштаба франшизы «Другой мир». Но для полноценного внедрения этого новшества требуется еще принятие ряда законов, вносящих необходимые изменения в налоговый, таможенный и прочие кодексы, так что на это потребуется какое-то (какое?) время.
Также в новом Законе в очередной раз устанавливаются квоты национального эфирного времени, которое до 1 января 2022 года должно составлять не менее 15% общего ежемесячного времени демонстрации фильмов, с 1 января 2022 года - не менее 30%.  Резюмируя, можно сказать, что главным изъяном нового Закона является в очередной раз узаконенная зависимость кинематографа от государства, которое отказалось идти по французскому (польскому, румынскому) пути, главной особенностью которого является внедрение системы финансирования национального кинематографа, не зависящей от государственного бюджета и финансирующей национальное кино за счет его главных соперников – Голливуда и телевидения. Только такая система предоставляет творческую свободу кинохудожникам и, в то же время, включает экономические механизмы функционирования кинематографа.  
Алексей Першко 28 сентября 2016
Like



Имя:
24 ноября 2020
Ваш отзыв

популярные статьи


Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября) Что в кино? Премьеры недели (29 октября – 4 ноября)

Ведьмы, снова ведьмы и другие новинки проката.

28 октября 2020 0 5279
Как один фильм писателя убил
эксклюзив
Как один фильм писателя убил

Vian-Fest в Довженко центре – день второй. A la noir.

29 октября 2020 0 2077
Два мира – два фокуса Два мира – два фокуса

Программа 4-й Киевской недели критики «Фокус: Украина Франция»

30 октября 2020 0 1910
Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября) Что в кино? Премьеры недели (5-11 ноября)

Украинский номинант на Оскар, классические сказки и другие новинки проката.

04 ноября 2020 0 1442
 Киев. Борису Виану 100 лет.
эксклюзив
Киев. Борису Виану 100 лет.

В Довженко-центре завершился Vian-Fest.

05 ноября 2020 0 1435