Алик Шпилюк: "Поддержки новых проектов может и не быть"


Алик Шпилюк:

В скором времени стартует 5-й Юбилейный Одесский Международный Кинофестиваль, поэтому портал kino-teatr решил лично встретиться с  программным директором фестиваля Аликом Шпилюком, и непосредственно у него выяснить, чего стоит ожидать зрителям в этом году.


Тем более, что в этом году государство приостановило выделение финансовой поддержки украинским кинофестивалям и организаторам пришлось искать финансирование проекта самостоятельно. Хорошо, что поддержку фестивальному движению в Украине, в том числе и ОМКФ, решили оказать более 120 международных представителей известных кинофестивалей.


- Какова программа юбилейного 5 Одесского Международного Кинофестиваля?


- Мы намерены показать только всё самое лучшее. Состоится Международный и Украинский конкурс. Будет традиционный показ на Потёмкинской лестнице, который является ещё и визитной карточкой фестиваля. В этом году это фильм Хичкока «Шантаж». Будет летняя киношкола и вся профессиональная секция, Питчингпроектов, WORKINPROGRESS. Мы добавили, учитывая наши реалии, новую программу «Путь к свободе» (Waytofreedom). В ней будут представлены фильмы, в которых трактуется роль гражданского общества. Безусловно, здесь будут и украинские фильмы, которые сейчас находятся на стадии завершения. Некоторые уже готовы, но мы пока не объявляем подробностей программы и, надеемся, она будет интересной, и показана бесплатно для широкого круга зрителей.


- Насколько популярен сейчас конкурс питчингов?


- Питчинги, особенно на ОМКФ, являются важными для молодых кинематографистов, особенно в условиях предполагаемого уменьшения государственной поддержки, и это напрямую связано с событиями, происходящими в стране. И поэтому ещё более актуально для украинских кинематографистов поиск альтернативных источников финансирования, в том числе зарубежных. Учитывая то, что на ОМКФ приезжает очень много иностранных профессионалов, а также то, что буквально несколько недель назад была задекларирована инициатива поддержки фестивалей, особенно Одесского, со стороны других международных фестивалей,  мы ожидаем тем более повышенного внимания зарубежных коллег.


- В принципе и в спокойные времена государственной поддержки, наверное, недостаточно для поддержания проекта?


- Да, недостаточно, а сегодня непонятно, какая вообще сумма будет выделена. Проекты уже находятся на стадии производства, и даже если сумма будет выделена, то она, очевидно, пойдёт на завершение тех проектов, которые уже запущены. Не хочу быть пессимистом, но боюсь, что поддержки новых проектов может и не быть, во всяком случае.она будет меньше предыдущей.


- В таком случае есть ли будущее у украинского кино?


- Безусловно, ведь в скором времени стартует «Трубач» Анатолия Матешко, затем «Синевир», ещё и «F 63.9 Болезнь любовь», которые с моей точки зрения должны привлечь и зрительское внимание. С каждым годом украинских фильмов выпускается всё больше, и многие из них выходят в прокат.


- Вы считаете, что они могут стать массовыми и их будут показывать в прайм-тайм?


- К этому нужно стремиться, безусловно, но это тяжёлый труд - конкурировать с такими развитыми машинами, как Голливудская. Даже для Европы это непросто. В странах с развитой кинематографией практически только Франции удаётся бороться. Но, тем не менее, итоги последних нескольких лет говорят, что у украинского кино есть потенциал.Самое главное, чтобы киноиндустрия работала, и не прекращали снимать.


- Какое в таком случае, должно быть образование у людей, могут ли они обучиться снимать в вашей киношколе?


- Это летняя киношкола и она предоставляет возможность молодым кинематографистам обменяться опытом и услышать что-то новое, что в процессе их учёбы в ВУЗах не всегда удаётся.


- То есть в школе даётся больше практики?


- Это не учебный процесс как таковой.Это возможность расширить горизонты того, что можно узнать, дополнительная возможность проявить себя, пообщаться с людьми, с которыми иначе не пообщаешься. Кроме того, когда много творческих людей находятся вместе, и для этого есть соответствующая атмосфера, то она безусловно подпитывает.  Люди как бы варятся все вместе в творческом «бульоне».


- А было такое, что на основании этого творческого «бульона» рождался новый проект?


- Насчёт этого не могу точно сказать. Пока что мы получаем только какие-то маленькие фильмы, снятые на впечатлениях от того, что происходило, но это больше похоже на самодеятельность. Но с другой стороны есть профессиональные проекты, которые возникли в связи с тем, что на фестиваль за эти 4 года приезжало много известных профессионалов со всего мира, и это естественно рождало какие-то соображения. К примеру, новый проект Наны Джерджадзе, который был снят в Одессе.На ОМКФ она нашла однодумцев, и будем надеяться, что в скором времени на нашем фестивале мы этот проект увидим.


- А вы не хотели бы преподавать и поделиться опытом в своей же Киношколе?


- У меня было много предложений преподавания. Но, честно говоря,  я не преподающий человек, я человек скорее впитывающий. Для меня важнее смотреть кино, я такой себе «эгоист-киноман».Хотя, наверное, я мог бы что-то посоветовать  начинающим кинематографистам. 


- После стольких просмотренных фильмов вы всё равное продолжаете их посещать, смотрите с таким же удовольствием?


- Я всегда иду на фильм с ощущением ожидания. Не всегда оно оправдывается, но тем не менее радость от встречи с настоящим высоким искусством осталась. Не всем так посчастливилось с работой как мне. Кино было моим хобби ещё с подросткового возраста, и так счастливо сложилось, что оно стало моей профессией.


- Есть ли у вас на данный момент потенциальные призёры фестиваля?


- Во-первых, у нас есть две конкурсные программы - международная и нациоанльная. Украинские фильмы практически все мы видели, и их для показа в конкурсе будет традиционно отбирать селекционная комиссия, состоящая только из профессиональных кинокритиков. Фильмов украинских, к сожалению, не так и много, но мы хотим показать только самое лучшее. И они либо уже готовы, либо будут готовы к фестивалю, поэтому говорить о том, какой из них имеет больше шансов на победу, не совсем этично. Что касается зарубежной программы, то у нас тоже есть свои намётки и некоторые фильмы, которые они нам нравятся. Но пока мы их не объявляем. Это будет сделано традиционно, за месяц до фестиваля на пресс-конференции.  Пока это тайна.


- Но определённо вы знаете уже, какие именно примут участие?


- Я знаю какую-то часть.У нас уже, можно сказать, собрано 2/3 программы, и есть ещё огромное количество фильмов, которые нужно посмотреть. Мы каждый день получаем по несколько новых картин, которые присылают на селекцию, кроме того, мы ездим на фестивали. Самый большой фестиваль, который предстоит - это Каннский в мае, и, опыт подсказывает, что именно на нём мы доберем часть самого свежего и самого интересного материала.


- Вы посещали многие, если не все кинофестивали, какие у них особенности?


- Берлинский фестиваль отличается социальной направленностью, более такой политизированностью, иногда в ущерб искусству.Он, в первую очередь, направлен на решение социальных вопросов с помощью киносредств.  Каннский фестиваль традиционно более художественный, более расслабленный, при этом более ориентирован на бизнес.Поэтому  Каннский кинорынок является самым большим и, собственно, именно сюда привозят большинство фильмов со всего мира.


- Фильмы, которые принимают участие в Каннском кинофестивале, - они уже были показаны где-то?


- Нет. По срокам часть фильмов может попасть в прокат или попадает на другие фестивали, но остаются некоторые, которые мы можем сохранить для украинского зрителя до июля. На Каннском фестивале все фильмы свежие и ещё не успевают попасть в украинский прокат.


- Почему приз «Золотой Дюк» в Международном конкурсе отдают зрители?


- Мы позиционируем фестиваль как зрительский и поэтому уже 2 года главный приз «Золотой Дюк» в международном конкурсе действительно определяется зрительским голосованием.


- Что нужно для того чтобы получить главный приз?


-Приз вручается всего 2 года. В первый развыбор зрителей не совпал с выбором профессионального жюри. И при этом оба фильма были очень эмоциональными. А в прошлом году эти два выбора совпали: и зрители, и жюри отдало главный приз фильму «Географ глобус пропил». Непросто понять, почему этот фильм удовлетворил и профессионалов, и зрителей. Наверное, потому что в нём всё правильно и гармонично. Главное, это способность апеллировать к душе и сердцу зрителей, а если это ещё и профессионально сделано, тогда ты апеллируешь и к профессиональным вкусам членов жюри. Иногда и это возможно, но это тяжело.
 

Elen Voynova 28 марта 2014
Like

Имя:
03 апреля 2020
Ваш отзыв

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 114 47870
Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012 133 20192
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"
эксклюзив
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012 103 17985
Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия" Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013 123 17806
Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012 132 16003