Бертран Бонелло: Зомби существуют


Бертран Бонелло: Зомби существуют

12 марта на украинские экраны выходит новая лента известного французского режиссера Бертрана Бонелло «Малышка Зомби», которая открывала программу 3-й Киевской недели критики. Корреспондент портала kino-teatr.ua, будучи в Париже по приглашению компании Unifrance, не мог не воспользоваться возможностью выяснить у автора, почему в оригинальном английском названии фильма слово «зомби» написано без «е» и существует ли на самом деле пансионат для девочек, показанный в ленте. Предлагаем вам запись этой беседы, которая поможет лучше понять этот замечательный фильм.
КТ. – Как у вас возникла идея снять «Малышку Зомби»?
ББ. – Знаете, Гаити я интересовался издавна – уже пару десятилетий. И за это время я прочитал массу книг, из которых узнал о существовании зомби в целом, и историю Кларвиуса (Кларвиус Нарцисс – зомби в фильме, предок Мелиссы) в частности. Уже тогда у меня зародилась идея сделать об этом фильм. А пару лет назад мне захотелось сделать фильм вне Франции (все предыдущие ленты режиссера сняты в этой стране), снять его быстро и как-то не так, как я снимал ранее. Тогда мне и вспомнился замысел фильма о зомби, который просто предстал у меня перед глазами – человек, идущий с низко опущенной головой по земле Гаити. Мне очень захотелось взять эту фигуру, находящуюся в мэйнстриме, очень известную, очень попсовую и вернуть ее к истокам. Кроме того, эта фигура давала мне возможность поговорить о рабстве, о колониализме и об отношениях Франции и Гаити.


КТ. – То есть Кларвиус Нарцисс – это реальный персонаж?
ББ. – Да, он существовал. Есть люди, которые оспаривают этот факт, но он реален, он «вернулся» в 1980 году. И он очень интересовал североамериканцев, которые очень хотели разгадать тайну «порошка зомби». Есть книга «Змей и радуга» канадского автора Уэйда Дэвиса, экранизированная Уэсом Крэйвеном (в 1988 году – КТ.), внимание которой было сфокусировано именно на «порошке зомби». Я же отошел от всего этого, так как меня в первую очередь интересовал сам этот человек и его судьба.
КТ. – То есть вы провели тщательные исследования этой темы?
ББ. – Да, я изучил массу материалов о зомбировании, Вуду и истории страны (Гаити) в целом.
КТ. – В названии вашей ленты (оригинальное название фильма на английском языке – Zombi Child) слово zombi написано без буквы e. Значит ли это что-то? Или же писать zombie – это американская традиция?
ББ. – Именно так. А в названии фильма это слово написано так, как его пишут на Гаити.
КТ. – То есть существует большая разница между зомби, например, у Джорджа Ромеро, и зомби гаитянскими?
ББ. – Гаитянские зомби, которых можно увидеть в ленте Турнёра (Жак Турнёр, американский режиссер французского происхождения, автор фильма «Я гуляла с зомби», 1943 – КТ.), они… (на мгновение задумывается) У Ромеро зомби – это действительно мертвые люди, которым не нашлось места в аду, и они вернулись на землю. А на Гаити (и у Турнёра) зомби – это люди, которые находятся между жизнью и смертью, они более реальны и историчны.


КТ. – А почему, на ваш взгляд, зомби стали столь популярны в наше время?
ББ. – Я думаю, что это фигура времен деградации, фигура, которая позволяет говорить об очень многих важных вещах – например, о потерянном человечестве. Тому же Ромеро фигура «тела без души» позволила развить точно просчитанный политический дискурс. Потом фигура зомби стала частью развлекательной индустрии в несколько других формах, но я думаю, что зомби – метафора всей нашей эпохи.
КТ. – А как проходили съемки на Гаити? Представляется, что это должно было быть весьма непросто.
ББ. – Конечно, было непросто, ведь Гаити считается самой сложной страной в мире. Там было много сложностей, и первая из них – добиться того, чтобы тебя приняли, ведь я белый, я француз, который приехал, чтобы сделать фильм о зомби и Вуду. Очевидно, что это их пугало, это им не нравилось. И они в этом совершенно правы, ведь многие американцы использовали эти темы, чтобы демонизировать страну. Так что нужно было объяснить им свою точку зрения, идею фильма в целом. Но как только это случилось, у меня было много прекрасных встреч. Вторая сложность заключается в том, что Гаити – невероятно бедная страна с полностью разрушенной инфраструктурой. Почти не было света, мы были счастливы, если хоть одна машина заводилась. И третья сложность заключалась в том, что на тот момент уже в течении 18 месяцев страна была охвачена волнениями, политическая ситуация была очень напряженной и чреватой насилием. Так что нам было действительно непросто, но нам, можно сказать, повезло. Там у нас была чудесная команда. И надо сказать, что многие советовали мне ехать снимать гаитянские сцены в Доминиканскую республику, но я был настроен – по этическим и политическим соображениям – снимать все в настоящей стране. И я горд тем, что мне это удалось.
КТ. – А французская и гаитянская части вашего фильма снимались в каком порядке?
ББ. – Сначала мы сняли французскую часть, и я даже смонтировал ее. Потом мы сняли гаитянскую часть, которую я интегрировал в уже сделанный монтаж. Можно сказать, что были два совершенно разных съемочных периода.
КТ. – А в целом это сколько длилось?
ББ. – Съемки были очень короткими – максимум 4 недели, а между моментом окончания сценария и появлением готового фильма прошло около года. В Канны мы приехали через год после начала процесса.
КТ. – Если я не ошибаюсь, «Крошка зомби» - первый ваш фильм, в котором вы выступаете и в качестве делегированного продюсера. Так ли это?
ББ. – Да, я вообще единственный делегированный продюсер. В некоторых других своих фильмах я был сопродюсером, а эту ленту я впервые продюсировал исключительно сам.
КТ. – Сложно было реализовать подобный проект с этой точки зрения?
ББ. – Да, очень сложно, но я хотел все сделать очень быстро, начать препродакшн еще до окончания сценария, а это было возможно только в том случае, если я сам был продюсером.


КТ. – Можно сказать, что «Крошка зомби» - фильм без звезд, но кастинг в нем просто фантастический.
ББ. – Спасибо!
КТ. – Как вы нашли исполнительниц главных ролей?
ББ. – На Гаити играли настоящие актеры и их подбором занимались местные специалисты. А вот во Франции процесс был намного длиннее, ведь все исполнительницы – не актрисы. И их поиск занял 5 месяцев. А ключевым в подобного рода кастинге, когда ты работаешь с непрофессионалами является умение принимать то, что они могут тебе предложить, не пытаться обязательно их изменить, а использовать их.
КТ. – А интернат, показанный у вас в фильме, он существует в реальности? Для меня он – нечто совершенно потрясающее.
ББ. – Да-да, он существует, более того – я ничегошеньки не придумал, там все так, как показано в фильме: униформа, реверанс назад – все точно так! Он находится в Сен-Дени, не самом простом пригороде Парижа.
КТ. – А он давно существует?
ББ. – Его создал Наполеон.
КТ. – Невероятно!
ББ. – Понимаю вас, потому что и сам не подозревал о его существовании до того, как приступил к написанию сценария. Я искал просто интернат для девочек, и когда я обнаружил тот, что показан в фильме, и узнал, что его создал Наполеон, я понял – это идеальная декорация для моего фильма. Особенно с учетом тех связей, которые были у Наполеона с Гаити (в 1802 году Наполеон восстанавливает рабство в заморских территориях Франции, что приводит к войнам и окончательной потерей Францией Гаити, бывшим ее колонией. Первый президент Гаити объявил этнические чистки, в результате которых были вырезаны от 3 до 5 тысяч белых людей, преимущественно французов – КТ.).
КТ. – А профессор, читающий в начале фильма лекцию, это какой-то известный персонаж?
ББ. – Это очень известный французский историк, возможно – даже самый известный! Он читает в «Коллеж де Франс», он ездит с лекциями по США. Я его пригласил и просто задал темы фильма, а он в кадре говорил все, что хотел.
КТ. – И как его зовут?
ББ. – Патрик Бушерон.
КТ. – А кто автор рэпа, который звучит в фильме?
ББ. – Бельгийский рэпер, которого зовут Дамсо. Его я на знал, я просто искал музыку, и мне пришло в голову заглянуть в плэйлист моей 15-летней дочки – и песня, звучащая в фильме, была как раз последней композицией, которую она слушала.
КТ. – А вы уже представляете свой следующий проект?
ББ. – Да, я уже начал искать деньги на него. Это будет исторический фильм и одновременно фантастическая мелодрама, действие которой разворачивается в 1936 году. Надеюсь начать съемки в сентябре этого года.
КТ. – Что ж, спасибо за уделенное время и всяческих вам успехов!
ББ. – И вам спасибо.

Алексей Першко 25 февраля 2020
Like

Имя:
07 апреля 2020
Ваш отзыв

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 114 47893
Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012 133 20297
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"
эксклюзив
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012 103 17992
Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия" Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013 123 17812
Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012 132 16006