Жак Дуайон: Роден – титан, определивший 20-й век - интервью кино - Kino-teatr.ua

Жак Дуайон: Роден – титан, определивший 20-й век

Войти через
Регистрация
 
Жак Дуайон: Роден – титан, определивший 20-й век
 
Новости: Жак Дуайон: Роден – титан, определивший 20-й век
Обоснованно подозревая, что новый фильм живого классика французского кинематографа Жака Дуайона «Роден» рано или поздно выйдет на украинские экраны, корреспондент портала kino-teatr.ua отправился в Париж, сходил в музей Родена и побеседовал с автором фильма. А раз подозрения станут реальностью 5 апреля, то мы и предлагаем вашему вниманию изложение нашей беседы с месье Дуайоном.
КТ. – Как родился ваш фильм – из вашего личного желания или же к вам обратился продюсер?
    ЖД. – Второе: ко мне обратился продюсер с предложением сделать документальный фильм о Родене и я согласился. Но скоро понял, что я не способен рассказать об этом человеке средствами документального кино. Ведь когда я начал работу со сцен, в которых Роден говорит то с Розой (многолетней спутницей жизни скульптора – КТ.), то с Камиллой Клодель, я обнаружил, что как-то само-собой я пишу сцены для художественного фильма. И я позвонил продюсерам, чтобы сказать, что я готов делать о Родене фильмы длиной в 2 часа, 3 часа, 5 часов или хоть 10 часов, но 50 минут документального фильма - это абсурд. И я продолжил писать – в надежде, что смогу снять игровой фильм о Родене – и вскоре понял, что нужно как-то себя изначально ограничить в хронологии, ведь снять фильм о всей жизни Родена, до самой его смерти, невозможно. Так что я предложил идею фильма Венсану Линдону, которого я изначально видел в роли Родена. К счастью, Венсан сразу же согласился, и тогда все заботы о поисках продюсеров я возложил на него, так как он куда лучше моего в этом ориентируется. Вот так все и началось – из какой-то странности, хотя такое случилось не впервой. И дело вот в чем: у меня есть фильм «Мои сеансы борьбы» (2013), который и на экраны-то едва вышел и показал плохие результаты. А в этом фильме было что-то от своего рода хореографии. И вот супруга одного моего друга, посмотрев эту ленту, сказала: «Надо же, а Жак работает в духе Родена». Так что можно сказать, что уже тогда Роден словно витал в воздухе.
КТ. – Вы уже упомянули Венсана Линдона, но я все же хочу вернутся к этому вашему выбору: я вчера вновь побывал в музее Родена, и я лишь утвердился в мысли, что Линдон не особо похож внешне на Родена.
    ЖД. – Не могу с этим согласится, ведь Венсан похож на Родена в другом, например – своим взглядом: он, этот взгляд, столь же чист и силен, как и у Родена. Ни у кого другого я подобного взгляда не встречал. Да и роста они приблизительно одинакового. К тому же для меня физическая схожесть не считается. Меня в первую очередь интересует некая животная часть натуры Родена: он не был интеллектуалом, но был человеком очень сильным, чем-то очень похожим на быка. И вот эту животную силу я тоже нашел в Венсане. Позже я снимал сцену, в которой Камилла уехала в Англию, сбежала от Родена, а к нему приходит молодая англичанка, что бы рассказать о Камилле. И во время съемок я вдруг понял, что Венсан очень похож на того Родена, которого как-то нарисовал Бурдель (Эмиль Антуан Бурдель, знаменитый скульптор и рисовальщик, ученик Родена – КТ). Бурдель вроде бы намеревался нарисовать карикатуру, но это настоящий рисунок – вы сами увидите (пытается найти его на своем смартфоне). И я думаю, что здесь мы видим именно Венсана.
КТ. – Теперь я вижу, что вы совершенно не ошиблись в вашем выборе исполнителя главной роли.
    ЖД. – А я ведь на момент выбора актера еще не знал о существовании этого рисунка. Так что можно сказать, что даже в том случае, если бы я изначально не видел в этой роли Венсана, то, увидев этот рисунок, я бы непременно обратился бы только к нему.
КТ. – Многое уже понятно о причинах, почему выбор пал на Венсана Линдона, но хотелось бы получить еще пару уточнений. Почему ваш Роден не носит очков (как Роден настоящий), я читал – вы не хотели терять ту самую мощь во взгляде, о которой уже говорили выше. Но вот почему у Родена-Линдона такие короткие волосы? На портретах в музее Роден скорее длинноволос. Короткие волосы вашего Родена, они что-то значат?
    ЖД. – Опять сошлюсь на фотографии и рисунки: да, есть множество таких, на которых у Родена очень длинные волосы, и еще длиннее – борода. Но существует и множество фотографий Родена из самых разных периодов его жизни, на которых у него короткие волосы. К тому же тут есть немаловажный момент: у нас было всего 7 недель на съемки этого фильма, а я абсолютно не приемлю фальши: и волосы, и борода должны быть настоящими, а их за 7 недель не вырастишь. А возвращаясь к упомянутым фотографиям, надо сказать, что на них Роден – просто воплощение и шарма, и внутренней мощи просто невероятной. Он очень красив: с одной стороны, он невысокий, эдакий маленький бык, но харизма – просто невероятная. И вот что еще: порой в своем стремлении соответствовать правде времени, мы превращаемся в карикатуры. Вот, например, я недавно летел из Японии, где представлял «Родена», и в самолете показывали какой-то французский костюмированный фильм – там все было вроде бы на месте: и шляпы нужного фасона, и маленькие кругленькие очечки в металлической оправе, и платья, все! – но никакого смысла это не несло. И в связи с этим вы почти не увидите в «Родене» шляп – я не хотел занимать свое время подбором цилиндров, шляп, канотье и всего прочего. А ведь в том время все должны были носить головные уборы – даже рабочие ходили в кепках, но никто – с непокрытой головой. Вот что еще касается одежды женщин и девушек той эпохи: в 70-80-х годах 19-го столетия еще существовал отголосок стиля ампир – пышные юбки, создаваемые при помощи специальных громоздких каркасов. Посмотрите на первые фотографии Камиллы Клодель в мастерской у Родена – у нее огромный зад из-за этих дужек, которые вставляли в подол платья. Я еще спросил у костюмерши: «Это у нее такой зад?». А она ответила, что это специальные дужки, которыми приподымался подол платья сзади. И эта мода ушла лишь к 90-м годам 19-го столетия. Так что по правде Камилла должна была бы в начале фильма носить платья с этими дужками, но кому это, на самом-то деле, интересно?!
КТ. – То есть ваш фильм – это не байопик этой монументальной фигуры в мировой культуре, а лишь ваше  ее видение?
    ЖД. – На самом деле, я и до сих пор не до конца знаю, что это такое – этот самый байопик. Была и есть мода на фильмы, которые так определяются, но я их не очень-то и смотрю. Для меня важно вот что: я, конечно, изучил массу документальных материалов о Родене, но меня интересуют не голые факты его биографии, а то, как они влияли на процесс его творения. Безусловно, он не жил как затворник – у него была и Роза, и отношения с Камиллой Клодель, и с еще многими моделями, которые ему позировали – но любопытно другое. Вот например, почему я показал работу Родена над статуей Бальзака, а не над его более ранними и более знаменитыми работами, вроде «Мыслителя» или «Поцелуя». А все потому, что со статую Бальзака – по моему мнению – началась вся современная скульптура, если и не все искусство в целом. Творчество Родена не замкнуто в 19-м столетии, он – творец, определивший и 20-е столетие. И я попытался в деталях показать и сам творческий процесс на всех его этапах – и макетирование, и сборка, и даже те незаконченные работы или наброски, которые принято называть non finito. То есть я хотел запечатлеть все те следы, которые, в свою очередь, хотел оставить Роден. Так же я хотел показать, насколько современен и до сих пор этот человек, переросший свою эпоху. Например, в прошлом году музей Родена в Париже организовал своего рода диалог между Роденом и Кифером (Михаэль Маттиас Кифер, выдающийся немецкий скульптор, скончавшийся в 1980-м году – КТ.). И вовремя этой выставки было видно, насколько Роден и его творчество влияло и было интересно столь выдающемуся скульптору, как Кифер. А раз это так, значит Роден своим творчеством поставил себя вне времени.
Алексей Першко 03 апреля 2018
Комментарии
 
Имя
17 августа 2018
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

91
45373

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

85
16994

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

118
16660

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

110
16469

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

115
15278

 



fk tw