Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только

Войти через
Регистрация
 
Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только
 
Новости:  Жоэль Шапрон: О кино, кинотеатрах и не только
28 октября 2016-го года в киевском кинотеатре «Киев» - главном фестивальном центре 46-го МКФ «Молодость» - прошла презентация книги Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век». Представил книгу украинской публике один из авторов – Жоэль Шапрон, киновед, историк кино, специалист по международным связям, организатор кинопроцесса, референт Каннского кинофестиваля по фильмам стран бывшего СССР, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. Месье Шапрон нашел время в своем плотном графике для беседы с корреспондентом национального портала kino-teatr.ua.
КТ. – Жоэль, известно, что «Французский кинотеатр» - уже вторая ваша с Присиллой книга, а первая, выдержавшая уже 2 издания, была посвящена принципам и механизмам финансирования французского кино. В ней вы изложили принципы поддержки французского кино государством. На только что прошедшей презентации об этой книге говорили, что ее абзацами цитировали в процессе подготовки нового украинского закона о кино. Вопрос: тебе уже удалось с ним ознакомиться?
    ЖШ. – Ты знаешь, нет, я его не читал, хотя многие страны бывшего СССР консультируются со мной в процессе подготовки своих законов о кинематографии. Я бы с удовольствием почитал бы ваш Закон, но никто не дал мне ни его проект, ни окончательный вариант.
КТ. – Текст Закона, принятый в конце сентября Верховной Радой, опубликован на ее сайте, и в нем есть пара-тройка моментов, которые, по моему мнению, должны были бы вызвать вопросы у европейских экспертов. Ты – один из них, поэтому хотелось бы услышать то ли подтверждение, то ли опровержение этих сомнений. И первое из них: в законе написано, что источником финансирования национального кино является государственный бюджет (0,2 процента от общего фонда за прошлый год). Там еще буквально одним предложением упоминаются в этом разрезе средства от лотерей и «другие средства, не запрещенные законом».
    ЖШ. – Да, довольно смутный законопроект.
КТ. – Более того, в законе есть еще и шкала определения национальности фильма, подобная европейской и построенная по той же бальной системе в зависимости от состава съемочной группы, места проведения съемок и пост-продакшена, и т.д. Но там есть один нюанс – национальным фильмом, которому оказывается государственная поддержка, является фильм, снятый на украинском или крымско-татарском языке. По=моему, в Европе это трудно себе представить.    
    ЖШ. Конечно, ведь таким образом отрицается сама идея ко-продукции. Например, в нашей системе язык фильма – это те же баллы, ты их, как получаешь или же нет.
КТ. – И если я не ошибаюсь, в твоей первой книге написано, что у вас если продюсер снимает фильм не на французском языке, то он всего лишь теряет доступ к определенным налоговым льготам, предоставляемым вашим законодательством.
    ЖШ. – Совершенно верно.
КТ. – И на каком языке снимать – это дело продюсера.
    ЖШ. – Правильно. Целая куча фильмов на иностранных языках являются французскими, все те же бессоновские продукты – «Заложницы», например.
КТ. – Или же «Зулу: Теория заговора» Жерома Салля. Помню, я спросил его, почему его фильм считается французским, хотя там нет ни слова по-французски. А он ответил: «Я – французский режиссер, ведь я воспитан на французской культуре, а то что в фильме говорят по-английски и на африкаанс всего лишь отражает языковую ситуацию в Южной Африке».
    ЖШ. - Конечно, «Зулу» французский фильм, ведь там есть еще и другие члены съемочной группы, являющиеся французскими гражданами, там, в конце концов, есть французские деньги.
КТ. – Резюмируя: если бы Украина была членом Европейского Союза и ей нужно было бы привести свое законодательство в соответствие с европейскими стандартами…
    ЖШ. – Тогда нужно было бы, как минимум, внести поправки в ваш Закон. Ну или же принять новый. И к сожалению, очень часто в странах постсоветского пространства кино остается орудием для национальных целей. И наверняка у чиновников есть установка защитить язык – и тут они совершенно правы, вот только кино – это не лингвистический момент, и язык не должен быть критерием (и тем более главным критерием) определения национальности фильма. Вот, например, «Люксембург» Мирослава Слабошпицкого будет снят на украинском языке, но и у нас он будет считаться национальным фильмом, потому что это – ко-продукция. Хотя возможно тут возникнет определённая сложность – с какой стати Национальный Центр Кинематографии Франции должен работать с украинской стороной, которая не признала бы этот фильм национальным, будь он снят не на украинском языке.
КТ. – Ладно, давай вернемся к твоей книге. Существует ли на данный момент в Европе или в мире практика кинопередвижек?
    ЖШ. – Да, конечно, они существуют даже во Франции и в нашей книге есть целая глава, посвященная этому делу. Там описан весь механизм функционирования – регистрация в НКЦ, субсидирование и прочее. Есть передвижки двух видов: одно дело, когда привозится оборудование и временно устанавливается в уже готовом помещении, и другое, когда приобретается специальный грузовик, представляющий собой готовый мини-кинотеатр на 60-80 зрителей с проектором, кассой, экраном, креслами, обогревом и всем прочим. Такие грузовики – это просто потрясающая вещь!
    КТ. – Но должно быть они и стоят недешево!?
ЖШ. – Конечно. Не помню точных цифр, но речь идет о нескольких сотнях тысяч евро.
    КТ. – Я к чему веду: в нашем новом Законе предусмотрена помощь государства предпринимателям, восстанавливающим кинотеатры, или же желающим заняться кинопередвижничеством. Но, по-моему, при такой стоимости грузовиков-передвижек это дело представляется утопией. Ведь существуют же какие-то формулы, по которым можно вычислить адекватную стоимость билета в кино в увязке с доходами населения?
    ЖШ. – Да, по идее существует. Я точно не знаю, но могу предположить, что, например, компания «Гомон» (одна из крупнейших сетей кинотеатров во Франции), собираясь открыт новый мультиплекс в каком-нибудь французском регионе, свой бизнес-план строит под экономический уровень населения зоны охвата этим мультиплексом. И при этом стоит учесть, что скорее всего местные власти с охотой пойдут на встречу этой компании, поскольку понимают, что лучше бы молодежь ходила в кино, а не занималась бы неизвестно чем. И у нас есть определенная экономическая стабильность: если кто-то рассчитывает получить первую прибыль через 5 лет, то скорее всего он ее и получит. А вот в Украине с этим сложнее.
КТ. – Вот и я о том же: мне кажется, что человек, купивший вот такой грузовик в Украине, в наших экономических условиях никогда, даже при помощи государства, не вернет себе затраченные средства.
    ЖШ. – Да, возможно, так что, наверное, внимание надо обратить на те передвижки, которые устраиваются в клубах и прочих подобных помещениях. Во Франции подобные начинания поддерживаются Национальным Центром Кинематографии, поскольку есть понимание важности донесения кино тем слоям населения, которые сами в кино не пойдут – например, в тюрьмах, в домах престарелых, да и просто в труднодоступных местах где-нибудь в Альпах.
КТ. – Ясно. Но давай еще раз вернемся к нашей системе государственной поддержки кинематографу, которая закрепляет полную зависимость кино от государства.
    ЖШ. – Это ни в коем случае нельзя делать. Вот, например, твоя коллега, с которой я говорил только что, думала, что нашу систему еще Де Голль придумал после войны. А я ей сказал, что, прочтя книгу, она поймет, что, если бы не Вторая Мировая, наша система заработала бы еще в 38-м или 39-м году.  Война отложила решение этого вопроса, но, когда наша система была запущена никто и никогда, ни левые, ни правые, ни Де Голль, ни Жискар, ни Миттеран, ни Олланд, не ставили под вопрос саму организацию системы. В этом смысле кино для нас является отъемлемой частью власти, поскольку кино живет своей жизнью абсолютно отдельно от госбюджета. И важно, что регулируется весь процесс самими профессионалами от кино, которые стремятся откорректировать работу системы с учетом тех или иных новшеств.
КТ. – То есть государство лишь придает решениям профессионалов форму законов?
    ЖШ. – Да, совершенно верно. Но я всегда говорю, что 70- лет коммунизма не могли не оставить следа в умах ваших чиновников старшего поколения, которые росли в условиях, когда считалось, что кино связано с пропагандой, с политикой, называй, как угодно.
    КТ. – Но наш новый Закон о кино разрабатывался и принимался отнюдь не старыми людьми – есть такая инициативная группа #кінокраїна, куда входят представители наших крупнейших телеканалов и продакшенов.
    ЖШ. – А телеканалы этим законом обязываются каким-то образом участвовать в производстве национального кино?
КТ. – Насколько я понимаю, там ничего про это нет.
    ЖШ. – Я почему спрашиваю: у нас считается, что если телеканалы принимают участие в разработке подобных законов о кино, то они обречены на провал.
    КТ. – Почему?
ЖШ. – Потому что в нашей системе у телеканалов есть очень много обязательств – как в экономическом плане, так и в репертуарной политике – и, если бы мы у них спрашивали их мнение, ни один из них за наши законы, в том виде в котором они существуют, не проголосовал бы. Это против их интересов.
КТ. – Ну что ж, поживем – увидим. Спасибо огромное за содержательную беседу.
Алексей Першко 29 октября 2016
Комментарии
 
Имя
25 мая 2017
Ваш комментарий
Что тверже: вода или камень?
 
"железный" Арни
камень
пластмасса
вода
дерево

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

85
42925

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

79
15739

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

104
15123

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

112
14685

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

109
14311

 






fk tw G+