Мари-Эллен Лерисси: Я питаю особую нежность к Украине

Войти через
Регистрация
 
Мари-Эллен Лерисси: Я питаю особую нежность к Украине
 
Новости: Мари-Эллен Лерисси: Я питаю особую нежность к Украине

Накануне закрытия замечательного мероприятия под названием «Чилдрен Кинофест», который проходил в 10 городах Украины с 29 мая по 7 июня 2015 года, корреспондент портала kino-teatr.ua встретился в столичном Fairmont Grand Hotel с Мари-Эллен Лерисси, внучкой великого француза Жоржа Мельеса. Госпожа Лерисси приехала в Киев, чтобы вручить главный приз победителю конкурса детских любительских фильмов «Снимай как Мельес». Но в беседе были затронуты не только (и не столько) вопросы, касающиеся этого конкурса.

КТ. – Если не ошибаюсь, вы в Украине уже в третий раз?
    МЭЛ. – В четвертый. Впервые я приехала в вашу страну очень давно, лет 15 тому назад, на студенческий фестиваль. Потом я приезжала на Одесский фестиваль, после которого совершила целое турне по вашей стране, и еще я приезжала в Кривой Рог, чтобы представить фильмы моего деда.
КТ. – Хотел спросить, почему вы столь часто ездите в нашу страну? Вы испытываете к ней какие-то особые чувства?
    МЭЛ. – Во-первых, хочу заметить, что я приезжаю только по приглашению, я не пытаюсь продавать себя (смеется), но я испытываю особую нежность к Украине, потому что я пережила здесь ощущения, которые очень тронули меня. В силу стечения некоторых обстоятельств, которые не имели ничего общего с фильмами Мельеса, я организовывала приезд в Париж детского джазового ансамбля из Кривого Рога, который дал по Франции 23 концерта. Дети были из школы №10 Кривого Рога, со многими из которых я до сих пор поддерживаю отношения. И я не хотела, чтобы вся эта история закончилась просто так, и я выделила 4 гранта на обучение этих детей в Киевской консерватории, потому что у них не было на это средств. И я была вознаграждена за эти усилия, потому что среди них был очень талантливый трубач Денис Аду, которого я считаю своим украинским духовным сыном.
КТ. – И когда эта история имела место?
    МЭЛ. – В 2002-м.
КТ. – Спрашивать о том, какой из визитов в Украину был для вас самым памятным, бессмысленно: вы уже ответили на этот вопрос.
    МЭЛ. – Да, это был тот приезд в Кривой Рог. Тогда, стоя перед аудиторией, состоящей из детей, их родителей, бабушек и дедушек, я объявила, что приглашаю их джаз-ансамбль во Францию, и в ответ я услышала вопль счастья, шедший от самого сердца. И он до сих пор стоит у меня в ушах. Это было невероятно. Но это никак не было связано с Мельесом.
КТ. – А из тех приездов, которые были связаны с Мельесом, какой запомнился вам более всего?
    МЭЛ. – Турне по Украине после Одесского фестиваля. Нам посчастливилось посетить 7 украинских городов. Я побывала в Донецке, Харькове, Днепропетровске. У меня была возможность увидеть эти города практически накануне нынешних событий (тот визит состоялся в июле 2011 года – ред.). И для меня это было важно, так как я смогла ощутить, что есть разница между восточной и западной Украиной. Это было на уровне ощущений, но мне было очень и очень интересно. И поэтому мое видение нынешней ситуации, наверное, несколько отличается от представлений об Украине среднестатистического француза. К тому же, мы (как правило, мадам Лерисси ездит со своим сыном, Лораном Лерисси, который обеспечивает живое музыкальное сопровождение спектаклей из фильмов Мельеса) приезжали работать, а не как туристы, а значит, и встречали других людей.
КТ. – В этот раз вы приглашены в Украину, чтобы вручить приз победителю детского конкурса «Снимай как Мельес». Вы видели уже все фильмы конкурса?
    МЭЛ. – Да.
КТ. – Я не спрашиваю, кто победил (беседа имела место до церемонии награждения – ред.), но хотел бы узнать ваше мнение об общем уровне предложенных фильмов.
    МЭЛ. – Изначально было отобрано 25 фильмов, но в конкурсе приняли участие только 10 лучших, которые я и посмотрела. Среди них есть фильмы, которые являются интерпретацией фильмов Мельеса, есть и самостоятельные фильмы. Но в любом случае, в целом все это очень забавно. И качество их на должном уровне, но один из них намного лучше остальных. И он полностью соответствует по духу творчеству Мельеса. И как только я его увидела, я поняла, что победит он.
КТ. – А они сняты на мобильные телефоны?
    МЭЛ. – По-всякому: и на телефоны, и на камеры.
КТ. – Но в любом случае на цифру?
    МЭЛ. - Да-да, конечно. К несчастью. Опыт с пленкой был бы для этих детей замечательным, но, к сожалению, цифра сейчас доминирует.
КТ. – Мой следующий вопрос вот в чем: конкурс называется «Снимай как Мельес». Вы думаете, возможно снимать как Мельес, ведь сейчас полностью поменялась природа носителя – пленку заменила цифра?
    МЭЛ. - Безусловно, но я пыталась подходить к оценке не с точки зрения носителя, а исходя из духа фильмов. Важно не то, на какой носитель снят фильм, а то, насколько автор проникся духом задания. И тот, кто понял его лучше всего, может снимать все, что угодно.
КТ. – Почему я еще спрашиваю об этом, потому что в январе я говорил с Седриком Хименесом, режиссером «Французского транзита», и он настаивал на том, что будет снимать только на пленку.
    МЭЛ. – С этим я не совсем согласна: думаю, что надо жить в ногу со временем. Для меня очевидно, что, если бы Мельес жил сейчас, он с удовольствием бы снимал на цифру. Что касается пленки, то она безусловно обладает особой зернистостью, и если вы, как автор, хотите иметь такое изображение, то надо снимать на пленку. А в остальных случаях это совершенно необязательно.
КТ. – Да, но давайте представим, что цифра уже существовала во времена Мельеса. И в этом случае, как мне кажется, он не смог бы изобрести многие из своих трюков, как, например, остановка камеры, ведь это произошло случайно, из-за механической поломки камеры. Как вы думаете?
    МЭЛ. – Возможно, хотя не стоит забывать, что Мельес работал у своего отца, фабриканта роскошной обуви. Он всегда имел дело с механизмами, и руки у него росли из правильного места. И он был весьма изобретателен и стремился решать задачи, исходя из того, что у него было под рукой на тот момент. К тому же, пленка доставляла ему множество проблем: она была слишком чувствительной к зеленым и желтым лучам, ее было достаточно сложно проявлять и так далее. Так что я думаю, что имей он в руках цифровую технику, он бы работал с ней. Конечно, я только предполагаю: к сожалению, мы не можем спросить мнения самого Мельеса.
КТ. – А аудитория, которая приходит на ваши спектакли, преимущественно какого возраста?
    МЭЛ. – Она менялась с течением времени: сначала это были люди в возрасте, которые еще помнили ту эпоху, знали фильмы Мельеса. А потом стали по всему миру открываться синематеки, кино (историю и искусство) стали преподавать в школах и коллежах, и аудитория постепенно помолодела. Нынешние молодые люди схватывают все на лету, им не надо многое разжёвывать, но им кино Мельеса очень нравиться. Однажды один молодой человек с кепкой козырьком назад и в широких штанах, выйдя с нашего показа, сказал мне: «Да, Мельес – это МММ». А я ему: «Ты говоришь о конфетах?» А он отвечает: «Нет, нет, я говорю о Моцарте, Мольере и Мельесе». Я была потрясена, но это правда: Моцарт популяризировал классическую музыку, Мольер писал и ставил пьесы в театре, а не в замках знати, а Мельес сделал тоже самое по отношению к кино.
КТ. – А с вашей точки зрения, в чем состоит главный вклад вашего деда в кинематограф?
    МЭЛ. – В первую очередь – это трюки как принцип, потому что их до сих пор ежедневно используют и в кино, и на телевидении. Во-вторых, Мельес является первым постановщиком в кино, он был первым, кто систематически занимался постановкой своих фильмов. И в-третьих, это его жажда экспериментирования – он работал во всех жанрах: военного фильма, фантастического фильма, фильма исторического и так далее. И современные режиссеры, называя его «отцом кинематографа», абсолютно правы.
КТ. – Можно даже сказать, что он – отец кино как искусства.
    МЭЛ. – Да, он называл это кинематографическим искусством. И он всегда считал себя художником, артистом, о чем свидетельствуют многие его письма. Он не говорил: «Я кинематографист, я актер, я фокусник». Он говорил – «Я – художник».
КТ. – Что ж, думаю, на этой оптимистической ноте мы и закончим нашу беседу.
    МЭЛ. – Да, спасибо. А оптимизм нужно сохранять всегда.
КТ. – Было приятно познакомиться с вами.
    МЭЛ. – Мне тоже. И до скорых встреч – ведь я еще вернусь сюда.
Комментарии
 
Имя
20 мая 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

104
46685

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

130
18109

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

97
17406

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

121
17048

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

126
15587

 



fk tw