Марко Мюллер: в кино меня привела культурная революция

Войти через
Регистрация
 
Марко Мюллер: в кино меня привела культурная революция
 
Новости:  Марко Мюллер: в кино меня привела культурная революция
Одним из самых важных деятелей мирового кинематографа, посетивших 6-й Одесский Международный Кинофестиваль, был Марко Мюллер, интеллектуал и антрополог, успевший побывать во главе важнейших кинофестивалей мира – Роттердамского, Локарнского и Венецианского. Корреспондент портала kino-teatr.ua встретился с ним в отеле «Бристоль» и побеседовал о том, как антропологи приходят в кино.
КТ. – Вы антрополог по образованию. Как случилось, что вы пришли в кинематограф?
    ММ. – Это произошло по ошибке, к которой меня вынудила культурная революция. Я в те годы был исследователем различных аспектов китайской культуры, но при этом был весьма наивен. Италия установила дипломатические связи с Китаем достаточно поздно, поскольку итальянское правительство находилось под сильным влиянием Ватикана, который был против связей с атеистическим Китаем. Так что дипломатические связи были установлены только в 1973 году, и я в составе первой группы итальянских студентов попал в Китай в конце 1974-го. Я хотел исследовать эпистемологию (теория познания, раздел философии – КТ.) антропологических исследований в Китае. Но, как оказалось, все эти направления исследований в Китае были очень быстро «советизированы» еще с 50-х годов прошлого столетия. Я же подал заявку на стажировку в Академии Социальных Наук, но приехав в Китай, я обнаружил, что это учреждение было закрыто 3 года тому назад, так как оно считалось вотчиной феодальной мысли, по коридорам которой бродили монстры и духи. И тогда я спросил: «А что же мне делать? Я приехал сюда на 2-3 года». И мне сказали, что я могу изучать массовую литературу и послали меня в Манчжурию, где таковой курс преподавался. Но на месте оказалось, что мне не могут предложить что-то новое, что-то, чего я еще не знал. И чтобы занять свое время я начал ходить в кино. Так что до конца 1976 года я смотрел много кино: я увидел северокорейские фильмы, фильмы румынские (например, среди них был румынский триллер длительностью всего 65 минут –настолько он был порезан). Среди увиденного были и фильмы, снятые согласно принципов культурной революции. Так что вы даже представить не можете, каково же было мое удивление, когда с февраля 1977 года на экраны стали возвращаться старые китайские фильмы. Так я открыл для себя целый континент, который до этого времени скрывался. И он настолько меня впечатлил, что я стал смотреть по 4-5 фильмов в день, а вернувшись в Италию, я решил оставить мою университетскую карьеру и посвятить себя организации фестиваля китайского кино. В итоге в 1981-м в Турине состоялась самая большая ретроспектива китайского кино, в программу которой вошли 135 китайских фильмов. На этом мероприятии было аккредитовано 2 тысячи иностранных журналистов, и это не считая итальянской прессы. И именно в этот момент, я понял, что должен сделать выбор между научной карьерой и судьбой «придумывателя» фестивалей. И я счастлив, что сделал правильный выбор.
КТ. – А дальше?
    ММ. – Дальше я стал специализироваться на организации национальных ретроспектив, поскольку понял, что нет в мире такого уголка, в котором нельзя было бы найти свои особенности, свою специфику. И их открытие совершенно необходимо для того, чтобы помешать нам начать ходить по кругу в нашей мыслительной деятельности. И то была прекрасная эпоха: я начал свою фестивальную карьеру в 1982-м году в Пезаро, причем продолжил оставаться на Востоке, на этот раз в России. Это был удачный момент, ведь как раз в это время Конфликтная Комиссия по творческим вопросам Союза Кинематографистов СССР во главе с Андреем Плаховым начала освобождать запрещенные фильмы. И когда вы видите короткометражную ленту молодого режиссера, ненавидимого официальным истеблишментом, а зовут его Александр Сокуров… Первым фильмом Сокурова, показанным на Западе, была «Альтовая соната» про Дмитрия Шестаковича… После этого все становится довольно просто. Или же, например, огромный кинематографист, живущий ныне в Одессе – Кира Муратова. Вы предполагаете, что по идее должно существовать явление под названием «новая русская волна», но не имеете никаких тому подтверждений. И вдруг вы получаете возможность увидеть фильмы Сокурова, Киры (Муратовой – КТ.), Геннадия Шпаликова или же Марлена Хуциева. В этот момент вы четко понимаете, что на Западе мы ничегошеньки не знали о настоящем развитии эстетики, языка советского кино. И причиной тому была не только цензура, но и наше нежелание искать, открывать и знать.
КТ. – А в Одессе вы впервые?
    ММ. – Нет. Был такой блестящий одесский кинокритик Виктор Семин, с которым был знаком Джанни Буттафава. Чтобы было понятно, кто такой Джанни: с одной стороны, он переводчик на итальянский «Бесов» Достоевского и «Поручика Киже» Юрия Тынянова, с другой же – комический актер, сыгравший, например, в первом фильме Нанни Моретти («Бьянка», 1984 – КТ). Он был моим советником по советскому кино и именно благодаря ему я был в прямом контакте с его главными действующими лицами. И вообще мне очень часто везло: подобная ситуация была и в Роттердаме. Хуберт Балс был моим другом, и после его смерти административный совет Роттердамского фестиваля обратился ко мне с просьбой возглавить фестиваль. И я сказал тогда, что я перееду в столь недружественную для южанина страну лишь при условии, что смогу воплотить в жизнь проекты Хуба. И я создал «Фонд Хуберта Балса» (среди прочих этот фонд поддержал создание украинского фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого) и  Cinemart (кинорынок Роттердамского фестиваля). Но это стало возможным лишь потому, что Хуб уже подготовил для этого почву. И так было и на других фестивалях, которые я возглавлял – в Локарно и в Венеции. А вот сейчас мне предстоит поработать в куда более сложном контексте, в Китае, где я готовлю совсем новый фестиваль.
КТ. – Пару дней назад месье Фремо, глава Каннского фестиваля, заявил, что секретом успеха фестиваля является наличие рядом большой воды: Канны находятся на побережье Средиземного моря, Венеция – на берегу Адриатического моря, Локарно – на берегу Лаго-Маджоре. А что вы думаете по этому поводу?
    ММ. – Я скажу, что вода - первородный грех фестивалей: если вы организуете его в месте с бальнеологическими возможностями, то там наверняка есть высокий и низкий сезоны, когда люди перестают ездить туда и отели пустуют. И тогда возникает мысль организовать фестиваль. Тот же ужасный «Кубок Вольпи» (приз за лучшую актерскую работу Венецианского фестиваля – КТ.) был придуман в саду одного венецианского отеля. Так что с моей точки зрения лучше проводить кинофестивали в больших городах – там можно лучше привлечь внимание профессионалов и зрителей к тому или иному фильму, показать его достоинства, в чем я и вижу главную цель любого фестиваля.
КТ. – Что ж, спасибо за беседу.
    ММ. - Спасибо и вам. 
Комментарии
 
Имя
26 мая 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

104
46701

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

130
18178

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

97
17425

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

121
17058

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

126
15596

 



fk tw