Оливье Накаш: Юмор – это наш щит

Войти через
Регистрация
 
фильм Власть
Оливье Накаш: Юмор – это наш щит
 
Новости:  Оливье Накаш: Юмор – это наш щит
19 января 2015 года корреспондент портала kino-teatr.ua встретился в парижском отеле Intercontinental Paris Le Grand с Оливье Накашем (далее в тексте – ОН), одним из режиссеров ленты «Самба», которая выходит на украинские экраны 19 марта.
- Невероятный успех вашего предыдущего фильма не парализовал вас, когда вы готовили ваш следующий проект?
    ОН. – Нет, так сказать нельзя. И я думаю, что в этой ситуации нам помогло то, что нас двое (второй режиссер фильма – Эрик Толедано). Мы делили все, что переживали – все те невероятные вещи, которые свалились на нас после успеха «1+1». Мы много путешествовали по всему миру, мы познакомились с огромным количеством людей, открыли для себя множество стран. Для нас «1+1» стали своего рода волшебной палочкой, на этот фильм словно снизошла благодать. И дело еще и в Омаре (Си) – в его теле живет множество персонажей. Например, во время съемок «1+1» он то и дело говорил с разными акцентами в зависимости от ситуации. И еще снимая «1+1» мы знали, что продолжим с ним наше сотрудничество – мы не знали, что именно это будет, но мы знали, что это будет что-то особенное. Как-то в конце съемок «1+1» Омар заговорил с персонажем Франсуа Клюзе с африканским акцентом, и мы его тогда спросили: «Омар, а ты сможешь говорить так в течение всего фильма?» И он ответил утвердительно. Так начинал зарождаться новый персонаж для Омара. Дрис, персонаж Омара в «1+1», очень близок самому Омару, похож на него, а мы хотели, чтобы он следующего персонажа он выстроил, а не играл практически самого себя. И в конце нашего международного турне с «1+1» мы с Эриком открыли для себя книгу Дельфин Кулен «Самба для Франции» и нашли ее достаточно энергичной, чтобы написать на ее основе сценарий нашего будущего фильма. В общем, мы не были парализованы, но мы хотели быть искренними и сделать наш следующий фильм по-настоящему хорошим. А еще мы хотели, чтобы наш следующий фильм был более реалистичным. К тому же, тема «Самбы» достаточно глубока и сложна, и мы хотели привнести в этот сюжет немного юмора, так как книга Дельфин была совсем не смешной. И персонажа Шарлотты Генсбур в книге нет. Мы точно знали, что хотим поговорить о нелегальных иммигрантах, о синдроме эмоционального выгорания на работе, но это должно быть сделано в форме романтической комедии. Вот мы и смешали все это вместе и получилась «Самба».
- А тему нелегальных иммигрантов во Франции вы открыли благодаря книге Дельфин Кулен?
    ОН. – Нет, знаете, еще до «1+1» мы с Эриком написали набросок сценария, буквально 5 страниц, именно на эту тему. Так случилось, что сначала мы сняли «1+1», но мы всегда чувствовали, что должны снять фильм и на эту тему. А книга Дельфин Кулен «Самба для Франции» выстроена на мощной документальной базе, ведь она 5 лет была добровольцем, подобно героине Шарлотты, и эта книга дала нам богатый материал для сценария.
- Это и стало главным толчком для написания этого сценария?
    ОН. - Да, но не только. «Самба» - первый наш с Эриком фильм, в котором идет речь об отношениях между мужчиной и женщиной, и нам было интересно попробовать и это. И прежде, чем приступить к написанию сценария мы с Эриком проделали огромную журналистскую работу – мы ходили на собрания волонтеров, разговаривали с ними и с нелегалами. Мы хотели понять, что и этот материал может быть основой для комедии. И мы убедились, что сможем достичь равновесия между комедией и эмоциями в фильме такого рода. Я уже говорил, что после «1+1» мы хотели снять фильм о нелегалах и в тоже время затронуть тему эмоционального выгорания на работе – возможно потому, что и сами после «1+1» пережили нечто подобное.
- Ваш фильм интересно смотреть после недавних событий в редакции еженедельника «Шарли Эбдо». Ведь вы тоже затрагиваете в «Самбе» вопросы свободы самовыражения и вероисповедания.
    ОН. – Совершенно верно. Сейчас никто не может оставаться бездеятельным. Эти события вызвали всеобщее негодование. И мы с друзьями, с актерами думаем, что бы мы могли предпринять в этой ситуации: мы не политики, но наши фильмы должны позволить нам вступить в контакт с людьми, особенно с молодежью.  Думаю, мы все в ответе за нашу молодежь. Возможно, мы с Омаром и Тахаром будем ходить в колледжи, дискутировать с молодежью, организовывать мастер-классы, снимать короткометражки.
- А юмор для вас – это средство для облегчения восприятия зрителем ваших фильмов или же для усиления воздействия на него?
    ОН. – И то и другое. Мы с Эриком всегда интересуемся происходящим вокруг, это на нас влияет очень сильно, но когда мы говорим об этом, то всегда делаем это с юмором. Юмор – своего рода щит для нас, а с другой стороны он – лучшее средство тронуть зрителя. И «Самба» в этом разрезе – новый этап в нашем творчестве. Мы могли бы сделать этот фильм более драматичным, тем более, что темы располагают к этому, но нечто подобное уже делалось в прошлом. А наш метод – балансировать между серьезностью и драматичностью темы и юмором.
    - А как вы работаете с Эриком? Кто-то пишет сценарий, а кто-то больше времени посвящает режиссуре?
    ОН. – Мы все делим поровну. И уже давно, ведь мы вместе учились кинематографу, мы росли вместе, мы пишем вместе, мы монтируем вместе. Трудно объяснить, но между нами есть особая химия. Мы ведь познакомились, когда нам было по 16 лет. В общем, не знаю, как это работает, но работает. Я вообще не представляю, как люди снимают кино в одиночку. А мы с Эриком уже стали братьями.
- А вы когда-нибудь ссоритесь?
    ОН. – Ну иногда…Из-за девушек (смеется), но кино это не касается. Да и к тому же мы оба женаты – но не на друг друге (смеется). Конечно, в жизни мы можем спорить, но на площадке у нас есть одно золотое правило – каждый из нас имеет право сделать то, что хочет. По опыту знаю, что если Эрик что-то предлагает, а я говорю, что это отстой, то именно эта его сцена оказывается лучшей в фильме – и наоборот. Так что каждый из нас имеет право попробовать снять сцену по-своему.
- То есть можно себе представить, что на площадке каждый из вас снимает по-своему одну и ту же сцену, а потом вы выбираете?
    ОН. – У нас есть принцип рикошета. То есть он придумывает что-то, засылает мне, и мы это обсуждаем. Мы так сценарии пишем, например: сидим в одном офисе друг напротив друга, я пишу сцену и отсылаю ему на его «Мак», он пишет сцену и отсылает ее мне. И на площадке приблизительно то же самое: у нас есть такой дар (правда, я не уверен, что это именно дар) – когда мы слышим, как играют актеры, у каждого из нас возникают тысячи идей, и мы начинаем говорить друг другу – давай попробуем так или вот эдак. Это создает полную неразбериху для наших коллег по съемкам, потому что мы много импровизируем, но мы контролируем этот процесс импровизации и это нас очень стимулирует. Нам очень нравится такого рода стимуляция. Мы очень часто снимаем одну и ту же сцену с двух разных точек зрения – моей и Эрика. И у нас есть тайное оружие – Омар. Он прекрасный актер и импровизатор: ты пишешь для него шутку, а он берет ее и выворачивает шиворот-навыворот. Он хорош как в комедии, так и в драме: он – наше смертельное оружие.
- А персонаж, сыгранный Тахаром Рахимом, был в книге?
    ОН. – Нет, я уже говорил, что книга Дельфин Кулен более драматична, это документальное исследование мира нелегалов. А персонажа Рахима мы придумали: однажды, когда мы были в центре для нелегалов, мы увидели парня, который выдавал себя за бразильца, хотя на самом деле был марокканцем. И мы поняли, что он – прекрасный комедийный персонаж.
- А как вы вообще нашли Омара? Если я не ошибаюсь, «Самба» - уже пятый ваш фильм, в котором он играет.
    ОН. – Омар работал с Джамелем Деббузом, который делал коротенькое телевизионное шоу и Омар был всегда у него за спиной. А мы тогда хотели снять короткометражку о летнем лагере, и та особая химия появилась между нами с первой же встречи с Омаром. И мы сказали Омару – пошли с нами, мы делаем короткометражку. Он ответил, что он не актер, а мы его утешили тем, что сказали, что мы не режиссеры. И эта химия появилась сразу, мы очень похожи – в стиле жизни, во всем. И теперь трудно себе представить, чтобы мы делали без него. Так что теперь у нас даже есть шутка: мы говорим ему, что еще 10 фильмов – и потом все.
- А ощущение некоего сообщничества между Омаром и Тахаром – оно справедливо?
    ОН. – Да, конечно. Они были знакомы еще до съемок «Самбы» и мы этим пользовались. Но, с другой стороны, мы не хотели, чтобы Омар и Шарлотта часто встречались до съемок. Потому что, когда перед вами Шарлотта вы становитесь совершенно другим человеком. Она излучает что-то такое особенное, что немедленно трогает вас, очаровывает. И мы хотели, чтобы эта магия происходила перед нашими камерами.
- А как вы относитесь к дискуссиям об авторском и коммерческом кинематографе?
    ОН. – Мы хотим делать авторское кино, которое имело бы и большой успех у публики. И мы не одни такие, здесь, во Франции. Я считаю, что мы снимаем авторское кино, ведь мы сами пишем наши сценарии, но делаем это так, чтобы это нравилось как можно большему количеству зрителей. И это в традиции французского кинематографа. И меня не волнует, что нас обвиняют в не очень высоком интеллектуальном уровне наших фильмов. Мы идем нашей дорогой, как и Мишель Хазанавичюс, и Эрик Лартиго, и многие другие наши друзья-режиссеры.
- А когда вы писали сцену секса между Шарлоттой и Омаром, вы уже видели «Нимфоманку» Ларса фон Трира?
    ОН. – Да, но тут нет никакой связи. Хотя снимать эту сцену было весьма забавно, ведь для Омара это была первая любовная сцена на экране, а он, к тому же, очень стеснительный человек. А вот Шарлотта наоборот все время говорила: «Никаких проблем. Хотите, чтобы я сняла это?» И мы еще шутили, что «Самба» - это тот редкий фильм, в котором Шарлотта практически всегда одета (смеется).
Алексей Першко 18 марта 2015
Комментарии
 
Имя
20 февраля 2019
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы

популярные интервью

Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013

104
46410

Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012

130
17785

Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012

97
17280

Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013

121
16899

Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012

126
15478

 



fk tw