Сергей Лозница: Это фильм о потерянном будущем


Сергей Лозница: Это фильм о потерянном будущем

В преддверии выхода на экраны нового документального фильма Сергея Лозницы «Событие», посвященного августовскому путчу 1991 года, корреспондент портала kino-teatr.ua посетил пресс-конференцию режиссера и разузнал об эпизоде с Владимиром Путиным и схожести фильма с прошлогодним «Майданом».
— Почему вы избрали Ленинград как место событий? Все-таки в Москве тогда все бурлило гораздо больше.
— Это не я избрал, это он меня избрал (смеется). Прекрасное изображение – это, безусловно, один из мотивов. Без изображения нельзя сделать картину, а там великолепная хроника.
— А эпизод, где мельком появляется Путин в компании с Собчаком, был выбран специально?
— Естественно, в фильме нет ничего случайного. Было достаточно материала, чтобы сделать эпизод. Почему все-таки кадр с нынешним российским президентом? Он участвовал во всем этом, приложил руку. Он тоже был победителем в этот момент. Совершил, как это называется, петлю Нестерова? Или бочку, я не знаю. В общем, фигуру высшего пилотажа (смеется). Это история, из песни слов не выкинешь.
— Вы сознательно исключили большое количество известных людей, которые, возможно, попадали в кадр? Или же их просто не было на том митинге?
— У меня были некоторые кадры, которые я не включил. Например, с Мариной Салье, но не было фонограммы. Еще на митинге выступал Юрий Шмидт. Он был известным адвокатом и сказал важные слова по поводу группы безумцев, которые захватили власть в стране. Там очень точные вещи говорились. Или вот Никита Толстой (папа Татьяны Толстой), академик. Я, кстати, не знал, как он выглядит, и принял его за иностранца, совершенно нетипичная внешность. Он говорил о свободе прибалтам, но не сказал про свободу украинцам.
— А почему вы не подписали титрами этих людей? Они же не очень узнаваемы для большинства сейчас.
— Для меня это не просто документалистика, это кино. Вы вторгаетесь в изобразительную форму, вносите еще один элемент – подпись. Например, когда это использует Жан-Люк Годар, он рассматривает его как изображение. В этом фильме такой прием нужен был только один раз, когда я все же решил в конце сухо рассказать, что важного, на мой взгляд, не произошло. А именно (я сейчас повторюсь, ведь это важно), не произошел процесс над преступлениями коммунистического режима. До сих пор. Люди, которые знают обо всем, не требуют суда. Они молча соглашаются с тем, чтобы эти деяния не были осуждены.
Это наша боль, которая зависит от каждого. То, что мы переживаем сейчас, напрямую связано с тем, что случилось, начиная с 1917 года. Мы упираемся в вопрос собственности, который для всех постсоветских стран является ключевым. Это мое твердое убеждение, и других ходов история нам не предлагает.
— Ваши фильмы интересны не только с точки зрения документального свидетельства событий, но и как некая метафора. Например, в «Майдане» был эффект «жертвы хора». А было ли что-то подобное в «Событии»?
— Мне сложно сейчас сказать. Безусловно, в фильме есть форма. Здесь важно то, что не попало в картину, а именно наши 25 лет опыта после 1991 года. Крушение надежды, которая была тогда. Это фильм о потерянном будущем в какой-то степени.
— Вы говорили о том, что в «Событии» совсем другие лица в сравнении с «Майданом». В чем же состоит контраст между тем, что было тогда, и тем, что происходит сейчас?
— Дело в том, что люди, которые пришли защищать Ленсовет на Дворцовую площадь, не начинали все это. Как вы помните, с 8 утра начали транслировать «Лебединое озеро» по всем каналам, и люди перезванивались, спрашивали, кто умер. А умер Советский Союз, как оказалось. Потом были выступления чиновников, танки поехали… Вот после этого начали выходить люди. В случае с Майданом все было как раз наоборот.
И вторая вещь, очень важная. Помните строчку «перемен требуют наши сердца»? Мы ждем перемен. Как можно ждать этого с такой энергией? Перемены созидают, за них борются. А ждать, это что такое? Вот контраст, который описывает это время. Здесь никто не ждет перемен, потому что их никто не даст.
— Вы так уверенно говорите, что в Ленинграде был опереточный митинг. Но ведь Собчак был популярной политической фигурой, даже реформатором.
— Я не сказал, что это был опереточный митинг. Было все сразу, но не люди это создали. Условно говоря, не советская интеллигенция добилась того, чтобы напечатали Солженицына. Он был напечатан, потому что кто-то издал распоряжение, принял решение, что пора печатать. А для всех это выглядело, будто случайный дар. Однако же это не исключает появления на митинге людей, которые пришли по порыву души. Я точно также «рванул» с этим фильмом, не прошел мимо (смеется).
— А вы не боитесь, что ваши фильмы могут использовать политтехнологи как инструмент по созданию некоего хаоса в отношении людей, что поддерживают одну идею? Ведь вас могут когда-то попросить ответить за ваше кино с политической точки зрения.
— Я не боюсь, потому что я поздно родился. До меня уже были такие режиссеры, как например Альфред Хичкок, и его самый страшный фильм «Головокружение». Он там показывает технологию манипулирования героем и нами как зрителями. Ее и сейчас используют.
Если вы изобрели топор, значит, им можно рубить головы, а можно забивать гвозди. Тут ничего не сделаешь. Важно не то, что ты сделал, а как это будет проинтерпретировано. Вся проблема в образовании людей, к которым обращаются эти интерпретаторы, так что нужно учиться, чтобы не верить во всякую ерунду.

Сергей Задко 04 ноября 2015
Like

Имя:
30 марта 2020
Ваш отзыв

популярные интервью


Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями Сестры Перрон: Как выжить в доме с привидениями

Андреа и Синтия Перрон - старшая и одна из младших сестер, которым пришлось выживать в настоящем доме с привидениями. Именно их история...

24 июля 2013 114 47858
Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали Грег Хедсон: Похожего на "Морской бой"раньше не снимали

Ветеран войны в Ираке, потерявший на поле боя обе ноги, Грегори Д. Хадсон рассказал лучшему украинскому кинопорталу kino-teatr.ua о своем...

26 апреля 2012 133 20145
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"
эксклюзив
Интервью с режиссёром трилогии "Люди в черном"

Накануне выхода во всех смыслах фантастической комедии «Люди в черном 3» режиссёр Барри Зонненфельд дал эксклюзивное интервью лучшему...

13 мая 2012 103 17971
Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия" Вера Фармига: Я изучала демонологию ради "Заклятия"

Актриса Вера Фармига накануне премьеры мистической картины "Заклятие", основанной на реальных событиях, рассказала о своем опыте...

17 июля 2013 123 17792
Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм Марина Петренко: "Джентльмены удачи" - честный фильм

За пару месяцев до выхода римейка культовой советской комедии «Джентльмены удачи», которым занялся Тимур Бекмамбетов, исполнительница...

26 октября 2012 132 15995