Удар кнутом


Рецензия на фильм: 12 лет рабства
Фильм 12 лет рабства

1841-й год. Соломон Нортап (Чиветел Эджиофор), свободный чернокожий семьянин, поддается на уговоры парочки артистов цирка - те просят сопровождать их выступления игрой на скрипке и обещают платить солидные деньги. По приезду в Вашингтон новоиспеченные коллеги устраивают попойку, но утреннее похмелье - не худшее, что ожидает Соломона. Он просыпается взаперти, на руках и ногах цепи. С растерзанной в кровь спиной Нортапа везут в Новый Орлеан, дают ему имя Платт и продают в рабство.

Семь номинаций на Золотой Глобус говорят о том, что Стив Маккуин не ошибся, взявшись за постановку фильма по книге Соломона. История человека, у которого украли двенадцать лет, страшна и пронзительна, ее экранизация - подчеркнуто натуралистична и беспощадно бьет кнутом по зрителю.

Залитые ярким палящим солнцем плантации. Кроваво-красные лопасти парохода. Лениво ползущая гусеница. Шрамы на щеке молодой негритянки, которой не повезло родиться красивой. Раб в петле, отчаянно цепляющийся за жизнь, превратившуюся в ад. Камера в руках оператора Шона Боббита фиксирует каждую мелочь, крупные планы шокируют и удивляют, время останавливается, но дает о себе знать новыми морщинами и рубцами.

Своими страданиями Эджиофор уверенно пробивает дорогу к Оскару, это крепкая актерская работа, убедительная, но немного банальная. Границы обозначены четко: вот добро, вот зло, никаких полутонов. Совсем другого рода образ у великолепного Майкла Фассбендера - любимчика Маккуина, который снимался у режиссера в "Голоде" и "Стыде". Его Эдвин Эпсс - садист, изверг, мерзавец, но в тоже время сломленный и глубоко несчастный. Заглушающий эмоции алкоголем и звуками ударов плетки - экзекуции в его рационе обязательны, время для них где-то между завтраком и очередной порцией виски.

Бенедикт Камбэрбетч, Пол Джаматти, Пол Дано, Бред Питт - каждый из этих актеров появляется всего на несколько минут, необходимо вложиться в отведенное время. Дано, например, качественно дает отъявленного подлеца с манией величия, а Питт заводит с героем Фассбендера философский диалог, заставляя того нехорошо улыбаться и удивляться радикальным суждениям простого канадского работяги.

Скрипка сломана в дребезги, на смену мудреным мелодиям приходит тягучий спиричуэл - песни о свободе, в которых сквозит безнадежность. Превращая в месиво спину девушки, заслужившей порку за желание помыться, Нортап говорит Эппсу, что Бог все видит, что рано или поздно он накажет изверга. Господь, однако, не спешит - в конце концов, тот же Эппс цитирует Библию и вовсе не падает замертво, испепеленный небесным огнем. Соломон, который еще недавно стремился жить, остался в прошлом – Платт учится выживать. Годы идут.

"Прости меня", - со слезами на глазах шепчет Нортап дочери, которую не видел 12 лет. "Простите меня", - говорит Маккуин. Когда на экране мелькает обнажившаяся кость, становится действительно тяжело. Приходится терпеть и нервно кусать губы – искусство, как и реальная жизнь, бывает жестоко.

2
Юрий Шевченко 15 декабря 2013
Like

Имя:
18 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 февраля 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 апреля 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 февраля 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 февраля 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 января 2018