Ода молодости


Рецензия на фильм: Что-то в воздухе
Фильм Что-то в воздухе
Если верить анонсу к новому фильму живого классика (а в этом уже не приходится сомневаться) Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе», то лента эта автобиографична. Но раз здесь есть персонажи, актеры их играющие и вымысел, можем ли мы говорить об автобиграфичности?
«Что-то в воздухе» - это скорее воссоздание молодости режиссера. А если проще – то великолепный фильм.
Ассаяс впервые показывает нам Жиля и его товарищей, убегающих от полицейских. Мы в Париже, на улице 1971-й год. В это время лицеисты очень политизированы и находятся в силках своих старших товарищей, детей мая 68-го (на что, собственно, и указывает оригинальное название ленты – «После мая»), и режиссер необычайно точно оживляет политические страсти той эпохи: манифестации, расклеивание плакатов, раздача прокламаций, полицейский надзор и раздоры между коммунистами, троцкистами, маоистами и анархистами.
И это кипение молодежи, которая еще верит в революцию множится от столкновения с художественными и культурными течениями тех лет.
Ассаяс не довольствуется простым их упоминанием, он вписывает их в ткань своего фильма, с удивительным чувством меры и драматургической тонкостью вставляя бесчисленные цитаты из культурных практик 70-х – и, при этом, не всегда самые очевидные (песни Ника Дрейка, Incredible String Band, Кевина Айерса, цитаты из книг Симона Лейса, Ги Дебора или же Грегори Корсо, кадры из документальной ленты Мадлен Риффо).
А рядом с политикой и культурой, на фоне сексуального освобождения и путешествий, разворачиваются и любовные истории.
Этими штрихами Ассаяс рисует карту зыбкой и расплывчатой территории, на которой царствует внутреннее напряжение, порождаемое столкновением эстетики и идеологии, коллективного и индивидуального, политической ангажированности и интимного, рока и левачества, утопических порывов изменить общество и реалий нахождения своего места в нем.
И в этом непрерывно меняющемся пейзаже Жиль, альтер эго автора, молчаливо ищет свое место, похожий на сомнамбулу, которая находится в некоторой аритмии с порывами ее окружения. Блистательно написанный, элегантно и классически снятый, фильм «Что-то в воздухе» очень многим обязан молодым актерам – все они неизвестны, все замечательны, и во всех их живет та смесь любознательности и беспокойства, которая присуща ассаясовским персонажам.
Ассаяс смотрит на молодость не отвлеченным взглядом взрослого, наблюдающим за живописными фольклорными сценками; он смотрит на нее изнутри, так, будто бы то время все еще живо.
К концу фильма, когда утописткая волна спадает, все персонажи оказываются на мели – кто в одиночестве, кто-то в паре, кто-то по-прежнему в коллективе. Изменили ли они мир больше, чем мир изменил их? – задает вопрос Ассаяс. И хотя вопрос этот скорее риторический, в целом «Что-то в воздухе» - блистательный фильм о западной молодежи 1971-го года и – шире – об идеальных (для автора) двадцатилетних всех времен.
1
Алексей Першко 10 июня 2013
Like

Имя:
18 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Girl power Girl power

Появление очередного фильма из франшизы «Ангелы Чарли» в нынешние времена воинствующего феминизма было (пардон за тавтологию)...

13 ноября 2019
Чисто американское кино Чисто американское кино

Режиссер Джеймс Менголд снял «Аутсайдеров» (в оригинале – «Форд против Ферраи»), кино, которое возможно...

12 ноября 2019
Мелкая мутка, или Гай Ричи по-украински Мелкая мутка, или Гай Ричи по-украински

После просмотра криминальной комедии «Неприятность на 5 baksiv» Мирослава Латика становится понятно, почему именно британская...

07 ноября 2019
Возвращение в Оверлук Возвращение в Оверлук

Американский режиссер Майк Фленаган, надо полагать, очень смелый и амбициозный человек, ведь не всякий возьмется за экранизацию продолжения...

07 ноября 2019
Нуар о власти и любви Нуар о власти и любви

Идя на новый фильм актера и режиссера (а в данном случае – и сценариста, и продюсера) Эдварда Нортона «Сиротский...

31 октября 2019