Фильм аллегория
Две половинки одного целого вплетены в ореол неразделимости: драматическое изображение в одном лице черного и белого – это не только не ошибка восприятия, а полноценные полутона одного цвета. И то, что лежит на поверхности не всегда является тем, что преобладает в личности. При всей видимости идеала и перфекционизма героини – белого лебедя – черный в ней просыпается все чаще после утверждения на роль «главного лебедя»: это и характерная символическая скульптура демона, и психически неадекватный мужчина в метро, и телесные шипы, и остальные мифические видения с собственным здоровьем, и скрытая ревность в сопернице, выливающаяся в эротический сон.
Венсан Кассель – просто восхитителен. И его персонаж играет ключевую роль в перевоплощении героини. А как же иначе? Вечно зажатая, неэмоциональная, даже фригидная дамочка. Я думаю, что никто не сыграл бы эту роль учителя лучше. Его шарм, харизма, животная страсть чувствуются в каждом жесте и слове. Но даже ему требуется немало времени и сил для раскрепощения белого лебедя.
Но его вера в нее, непреодолимое желание раскрепостить и постичь далеко за гранью ее тайный мир приводит к некоего рода жестокости, проявляемой учителем к своему белому лебедю. Его настойчивость и оказалась той движущей силой, сумевшей затронуть правильные струнки в душе лебедя, чтобы раскрыть истинные позывы – перевоплощение из белого «ангела» в черного «демона».
А знал ли он, к чему приведут его попытки раскрыть ее?
Две сюжетных линии нечетко, но все же просматриваются: с первой то все понятно – девочка-перфекционистка, без излишних эмоций и жизни, с тотальным отсутствием беспечности и ненаигранности, каждое движение и каждая эмоция глубоко контролируются, старательно отрабатывает все па, на что и тратится вся свою жизнь. А вот вторая линия – белый лебедь повсюду видит своего черного собрата. А вот тут уже зарыта и вся подноготная нашей героини. Вот тут, в бессознательном, и прячется то, что она контролирует. А что прячется – загадка. И для нее самой, в первую очередь. И что мы видим – постоянную борьбу самой с собой? Что еще никогда не приводило к хорошему финалу.
Сыграть черного лебедя ей удалось только тогда, когда он и вылез наружу, выпорхнул на долгожданную свободу, вдохнул глотки свежего воздуха.
Конец фильма вполне прослеживается: обе сюжетные линии сходятся в одну. Только вместо устранения соперниц героиня истязает себя, поскольку сама уже не в состоянии отличить, где реальность, а где сон.
Образ героини, сыгранной Ваноной Райдер, в фильме минималистичен, но он является своеобразным отражением страхов нашего лебедя и ключевым моментом в разгадке этих страхов – ведь не случайно в начале фильма очень четко показан танцевальный крах Бет, как она громит гримерку, как убегает. А наша героиня преспокойно крадет ее вещи. Тем самым окончательно устанавливая свое господство и первенство в балетной труппе.
Я думаю, что Фрейду тут было бы над чем поломать голову. Он ведь был мастак в изучении психических расстройств личности, а тут еще тематика сужается – расстройство на фоне непреодолимого стремления к перфекционизму.
Так в чем же аллегория? Лебедь. Сам лебедь и есть аллегория…. Как отражение идеи воплощения в одном – ангела и демона.
Очень необычное отображение закулисной жизни балета. Балет – это восхитительно. Но что творится за его кулисами, и чего стоят постановки? Борьба, зависть, ненависть, предательство. Все это и ломает тонкие, ранимые и несостоявшиеся умы и сердца.
ПС. Лично, что мне не понравилось – окровавленные руки. Хотя я понимаю, что без таких жестких моментов не удалось бы передать всю напряженность и сюрреализм сложившегося образа главной героини.
А если говорить в целом, то фильм потрясающе целостный, оставляет ощущение завершенности и досказанности. Которые, правда, необходимо еще и разглядеть за ширмой хитросплетений изображения героев и их поступков.