Войти через
facebook
 

Драма поколений


Рецензия на фильм: Бегущий по лезвию 2049
Фильм Бегущий по лезвию 2049

Не то чтобы резонность продолжения не вызывала никаких вопросов. После объявления сиквела справедливо последовала некая настороженность: оригинал 82-года настолько хорош, что снять продолжение сегодня и достичь той же художественной высоты практически невозможно. “Бегущий по лезвию 2049” доверили канадскому постановщику Дени Вильневу, одному из самых изобретательных и самобытных режиссеров на сегодняшний день - и у него получилось. Он снял авторское, самодостаточное кино, которое в будущем, возможно, даже станет культовым.

Поскольку Вильнев по уши влюблён в первую часть (а кто нет?), главной задачей было сохранить эстетику нуара с его размытыми линиями, не испортив один из самых ожидаемых блокбастеров этого года. По идее - эти два понятия противоположны друг другу, так как нуар предполагает неопределенность, а крупнобюджетный проект - героев, за которых сможет болеть аудитория. Чтоб увидеть, насколько хорошо фильму удаётся это сочетать, достаточно ответить на вопрос: кем является персонаж Робин Райт - героем или антигероем. Я бы хотела считать, что на этот вопрос нет однозначного ответа.

Первый фильм был основан на книге фантаста-параноика Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». Он мало что имел общего с первоисточником, но ничуть не хуже поднимал вопрос о том, что такое человечность и как тесно она может быть связана с человечеством. Сценарий же второй части, финально доработанный Майклом Грином, делит авторство между Хэмптоном Фенчером и Ридли Скоттом - отцами основателями оригинального “Бегущего по лезвию”. Казалось бы, волнений по поводу продолжения быть не должно, но при хронометраже в 260 минут меланхоличная антиутопия все больше и больше усложняет поиск ответов. К середине фильма это начинает напоминать квест: собери все аллюзии, сопоставь с первой частью и не забудь оценить каждый кадр, до миллиметра продуманный оператором Роджером Дикинсом. Его гений настолько ненавязчив, насколько можно рассказать сложную историю с помощью визуального ряда, а не диалогов. А музыка Бенджамина Уоллиша и Ханса Циммера, отдаленно напоминающая футуристичный синтезатор Вангелиса, полноправно занимает место отдельного персонажа - её надрывное крещендо символизирует болезненное рождение - если угодно, эмоций - там, где их боятся как надвигающейся бури.

“Бегущий по лезвию” поставил под сомнение главенство человека, сделал его слабым, уязвимым; создал искусственный организм и смог убедить зрителя в его подлинности: репликант подобно человеку, низвергающему своего бога, освобождается от оков собственной природы. Продолжение, как любовное письмо, скованно страхом сделать ошибку и не оправдать ожидания, отчего приходиться заполнять пробелы отголосками оригинала. Так ли это плохо, когда картина пестрит новыми персонажажми, неразрывно и очень грамотно связанными с первым фильмом.

В отличии от природы Рика Декарта (Гаррисон Форд), происхождение которого продолжает вызывать вопросы, новый бегущий по лезвию - офицер К (Райан Гослинг) - вне всяких сомнений является репликантом. Его версия, Нексус 9, обновленная и усовершенствованная неким предпринимателем с комплексом бога Ниандером Уоллисом (Джаред Лето). Вот только офицеру К точно так же некомфортно в своем амплуа. Поэзия поставленного вопроса о личной индентификации во второй части звучит наоборот, но сути не меняет: как Декарт не вписывался в мир людей, так К лишен своего места среди репликантов. Вообще Гослинга в каком-то смысле можно назвать современной версией Харрисона Форда: он так же немногословен, остроумен и обладает способностью передать характер персонажа, не размениваясь на реплики. Со второстепенными персонажами все обстоит куда сложнее: чудаковатые и бунтарские персонажи репликантов в исполнении Рутгера Хауэра и Дэрил Ханны заменены на продуманные и сдержанные модели с апгрейдом вроде Дэйва Батисты и Сильвии Хукс.

Снимая научную фантастику, нужно быть готовым к тому, что фильм будет ожидать один из двух исходов: либо он останется незамеченным, либо станет классикой. Технологии завтра - это лакмусовая бумажка, которая определит качество фильма сегодня, и поэтому говорить, насколько он будет актуальным в будущем, пока рано. К тому же гипотеза о восстании машин пришла к нам ещё до появления в культуре понятия киберпанка. Возможно, “Бегущий по лезвию 2049” ближе ко вторичному, нежели оригинальному, но это продолжение было необходимо, чтоб направить оптику на современные технологии, сохранив актуальность оригинальных идей даже 30 лет спустя.

0
Кристина Каручек 07 октября 2017
Like

Имя:
19 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


“Зато у нас есть...Супермен” “Зато у нас есть...Супермен”

Есть фильмы, которые входят в категорию “так плохо, что даже хорошо”. К сожалению, “Лига справедливости” чуть-чуть...

19 ноября 2017
Субурбикон: Америка братьев Коэн Субурбикон: Америка братьев Коэн

При просмотре возникает два вопроса: почему сюжет фильма до боли похож на “Фарго” и где же тут рука Клуни-режиссера с его...

15 ноября 2017
Не смешите меня Не смешите меня

Марвел преподнесли историю Тора как миф о падении богов и отречении от отцовского наследия. Его сольные фильмы в киновселенной служат этому...

07 ноября 2017
Как телохранитель и киллер спасали Боснию Как телохранитель и киллер спасали Боснию

Если вы ждете от “Телохранителя киллера” сумасбродной bromance-comedy со свежим юмором ниже пояса, возможно, он вас разочарует....

21 августа 2017
Дюнкерк – бегство или спасение? Дюнкерк – бегство или спасение?

Кристофер Нолан снял совершенно другое кино. Его почерк все ещё видно невооруженным глазом, но язык общения со зрителем изменился до...

23 июля 2017