Режиссер-дебютант Крйег Залер снял нетривиальное кино – гремучую смесь вестерна, спагетти-вестерна, слэшера и фильма ужасов о каннибалах, от которой весьма явственно попахивает тарантиновщиной.
Мудрый шериф маленького городка на Фронтире с почти издевательским (в контексте фильма) названием «Яркая надежда» Франклин Хант (заматеревший Курт Рассел) ведет за собой команду архетипических персонажей вестерна – еще более мудрого своего помощника по прозвищу «Цикорий» (Ричард Дженкинс), счастливо женатого и упорного ковбоя Артура О’ДВайера (Патрик Уилсон) и аморального щеголя-стрелка Джона Брудера (Мэтью Фокс). А направляются они на поиски выкраденных однажды ночью из их городка супруги бравого ковбоя, второго помощника шерифа и табуна лошадей. А заварилась вся эта каша из-за бродяги Первиса (Дэвид Аркетт), который, как оказалось, походя осквернил землю, где производили свои захоронения некие троглодиты, с ног до головы покрытые глиной и предпочитающие человечинку любому другому мясу.
Чтобы проще понять и воспринять «Костяной томагавк», стоит посмотреть на него сквозь призму эксплуатационного кино. Тогда и начинают приобретать смысл все его бесчисленные жанровые перехлесты и умышленные преувеличения: и элементы фильмов ужасов, и фильмов про каннибалов (троглодиты, не являющиеся представителями коренных американцев – это в фильме оговаривается отдельно – еще не изобретшие язык, но уже проявляющие себя как мастеровитые мясники). Хотя ужасы и каннибализм начинаются где-то после 90-й минуты «Костяного томагавка», а до этого лента представляет собой типичный вестерн, который строится не столько на действии, сколько на разработке характеров, и по характеру своему куда ближе к Джону Форду, чем к спагетти-вестерну. И в целом «Костяному томагавку» стоит гордится прекрасным кастингом, без которого несколько заторможенный ритм ленты мог бы и вовсе прекратить всякое движение и погрузить зрителя в сомнамбулическое состояние. Режиссер и сценарист Залер никуда не спешит и позволяет себе растягивать самые незначительные сцены до бесконечности (как в случае с перевязкой поврежденной ноги ковбоя). И вообще, сценарий «Томагавка» - еще один из странных элементов фильма, ведь он сочетает все жанровые формальности классического вестерна с современной нелогичностью: Цикорий, например, способен в самых ужасных обстоятельствах болтать о выступлении блошиного цирка или о способах читать книги в ванной. Но несмотря на свои ощутимые фантасмагорические элементы, «Костяной томагавк» просто одержим реализмом – в пейзажах, диалогах, в насилии и его проявлениях. Иногда это плюс, иногда – минус. Но вот чего в нем больше – плюсов или минусов – решать зрителю.