Вечно молодой Вуди Аллен


Рецензия на фильм: Светская жизнь
Фильм Светская жизнь

Всё чаще приходиться убеждаться и признавать, что со временем мастерство многих именитых и любимых деятелей авторского кино ослабевает – а то и вовсе становится китчевым, надуманным и претенциозным. Так из классиков американского кино, например, можно вспомнить Терренса Малика, который к своим 72-м окончательно растратил былую художественную мощь. Но когда приходишь на сеанс очередного фильма мэтра старого кино, заранее готовясь встретиться с новым разочарованием, а вместо этого получаешь поистине живой фильм, будто созданный импульсивным дебютантом, то твоё скептическое предубеждение заменяют изумление и восторг.

80-летний Вуди Аллен по-прежнему не утратил своего азарта снимать кино. Практически каждый год успевает выпускать по одному (а то и по два!) полнометражных фильма. При этом в каждой своей работе остаётся верным себе и своей концепции. Даже в своём последнем 46-ом (если не учитывать работы, сделанные для ТВ) фильме режиссёр использует те же приёмы подачи, ту же манеру повествования, что и раньше. Даже саундтрек – использование того же свинга – остался тем же.

Единственная свежесть в новом произведении Аллена – это первое сотрудничество с великим мастером операторского искусства Витторио Стораро, который в своё время снял лучшие фильмы для Бернардо Бертолуччи. Благодаря столь умному решению взять в качестве оператора Стораро с его опытом, Вуди Аллену удалось создать проникновенно-убедительную ретро-эстетику периода 30-х. Подобрав для этого нужную камеру и сотворив ненавязчивую коричневатую цветовую гамму, «Светская жизнь» напрочь избавлена от чувства фальши, которое часто возникает во время просмотра других современных фильмах о событиях минувшего периода.

Деликатная ретро-мелодрама Аллена пропитана тонкой ностальгией не столько по любимому Манхеттену, сколько по старому доброму кино, на котором вырос и строил свой художественно-кинематографический вкус автор. Вспоминая «Пурпурную розу Каира», события которой, кстати, происходят примерно в тот же период, зритель может вновь убедится, насколько сильно режиссёр любит кино. Хоть и «Светская жизнь» не имеет столь явного синефильского посыла, в отличие от «Пурпурной розы», но любителей американского кинематографа порадует стилистика, напоминающая комедии Билли Уайлдера (имя которого, между прочим, упоминается в ходе событий фильма) и также Говарда Хоукса с его эксцентричным чёрным юмором.

Что касается юмора. Не обошлось здесь без фирменных алленовских шуток про евреев и иудаизм, которые прослеживаются ещё с его дебютного фильма «Хватай деньги и беги». Иногда производится впечатление, будто Аллен по-прежнему не отошёл от пережитых в детстве издевательств по поводу своих еврейский корней. А свою обиду он сублимирует в занятный юмор, который неплохо вписывается в сценарную канву каждого его фильма.

Стоит отметить искусную игру Джесси Айзенберга, который исполнил главную роль. Вуди Аллен, несомненно, нашёл в молодом актёре своё новое альтер-эго. Ни для кого не секрет, что все фильмы автора в какой-то мере автобиографичны – а исходя из этого, постановщику было необходимо найти актёра, способного передать ту харизматичность, которой наделён сам Аллен. Герой Айзенберга переживает в фильме трансформацию – от неуклюжего, закомплексованного паренька до уверенного в себе семьянина. Данная роль сочетает в себе пережитки других айзенберговских персонажей; здесь занимательная смесь Цукерберга из «Социальной сети» и героя из «Двойника» (между тем, поставленного по Достоевскому, которого очень ценит сам Аллен).

Впрочем, сама история в фильме излишне романтизирована. Автор, снимая в некоторой степени произведение о себе, разумеется, оправдывает низменность поступка героя, который предпочёл предаться своей жалкой влюблённости. Столь неразумный шаг показан в манере «C'est La Vie», а о самих последствиях мы ведь не думаем. Но любопытно, что параллельно Аллен оправдывает и себя самого, оставляя финал ленты открытым.

0
Олег Дзюба 15 июля 2016
Like

Имя:
07 декабря 2019
Ваш отзыв
Аннабель Ли
Аннабель Ли 23 сентября 2019 07:14
0
Рецензия читается легко, хоть и наполнена многими отсылками и фактами. Неожиданная развязка завязки придает особого интереса и желания подробней ознакомится с каждым словом. Спасибо за работу!
.

Другие рецензии автора


Всё гораздо хуже Всё гораздо хуже

На самом деле, нет ничего удивительного...

17 июля 2016