Войти через
facebook
 

Три дня в аду


Рецензия на фильм: Камилла Клодель, 1915
Фильм Камилла Клодель, 1915
Брюно Дюмон, один из самых жестких режиссеров современности, в своей новой ленте «Камилла Клодель. 1915», обратил свой одновременно безжалостный и милосердный взгляд на три дня из жизни заглавной героини, проведенных ею в психиатрической лечебнице.
Актриса Анна Дельбэ написала роман «Женщина», благодаря которому и стала широко известной история Камиллы Клодель (1864-1943), старшей сестры писателя Поля Клоделя, гениального скульптора, которая была любовницей Родена, но последние 30 лет своей жизни провела в провинциальном психиатрическом госпитале, куда ее упекла ее семья.
В 1988 году режиссер и оператор Брюно Нюиттен предложил первую версию адаптации этого произведения, в которой главные роли сыграли его тогдашняя спутница жизни Изабель Аджани и Жерар Депардье. На сегодняшний день Камилла Клодель стала иконой – символом проклятого художника и жертвы буржуазной тупости (ее семья стыдилась ее поведения и ее неврозов, а посему предпочла спрятать ее подальше от Парижа), и, главное, символом подавления творческих устремлений в женщинах.
Камилла Клодель была жертвой мужчин своего времени, которые не только злоупотребляли, но и пользовались ее талантом (Например, тот же Роден – подозревают, что он толи скопировал несколько ее работ, толи просто присвоил их себе).
Дюмон, который прекрасно знает этот образ, не пытается разрушить его: он вольно вдохновляется произведениями и перепиской Поля Клоделя и его старшей сестры и ее медицинскими архивами.
В начала фильма, когда Камилла вот уже 2 года находится в госпитале в Мондеверге, близ Авиньона, главврач заведения объявляет ей, что получено письмо от ее брата, который намеревается навестить ее через 3 дня. О них то и расскажет эта лента.
Жюльетт Бинош (без макияжа, но с крашеными волосами) вытягивает первую половину фильма на своих плечах. Дюмон и актриса показывают максимум минимальными средствами: тяжелое сожительство с другими клиентами клиники, их крики, их кризисы. Камилла чувствует себя одинокой, покинутой, она хочет вернуться в Париж, чтобы повидаться с матерью.
Камилла, явно страдающая манией преследования, все же кажется намного более нормальной, чем остальные больные. Убежденная, что ее хотят отравить, она получает разрешение самостоятельно готовить себе пищу. Брюно Дюмон неспешно снимает – в стиле Брессона и Пиала – повседневную жизнь Камиллы, монахинь, которые ухаживают за больными и самих больных (надо ли говорить, что и те другие абсолютно реальны?).
На этих лицах, мучимых душевной хворью и годами страха, Дюмон выискивает боль, безумие и выражение внутреннего зла. Без жалости, но и без любования, он рисует портреты людей, которых в нормальной жизни наш взгляд с трудом задерживается на несколько секунд. В этом – понимание Дюмоном своего долга художника: показывать то, чего наш взгляд пытается избежать.
Жюльетт Бинош великолепна настолько, насколько это под силу только великим актрисам, вот разве что первая часть фильма может показаться затянутой, хотя и это намеренный прием Дюмона – так он передает нетерпение, с которым Камилла ожидает встречи с Полем.
Поль (Жан-Люк Венсан) наконец-то прибывает, и фильм набирает оборотов. По тому, как он поверяет свои мысли бумаге или монахине, мы понимаем, что он одержим другой формой безумия – он абсолютный раб Бога. Он понимает, что его сестра – гениальная художница, но думает, что все происходящее на земле (включая Первую мировую войну) – воплощение воли Господней. Он убежден, что на его сестру снизошло божественное, но она не сможет избавиться от этого. А значит и ее болезнь – божественный промысел, против которого нет лекарств.
Наконец-то встреча происходит – встреча, сцена которой незабываема. Ее надо увидеть, чтобы поверить в ее реальность. Поль не видит (точнее, не хочет видеть), что в сестре еще живет разум, и практически бежит из приюта.
Камилла же проживет в этом приюте еще 28 лет, пока не умрет голода, пав жертвой ограничений в питании, которые были установлены режимом Виши для тех, кого принято называть сумасшедшими.
Без сомнения, Дюмон снял свой самый потрясающий фильм, который способен достичь самых потаенных глубин зрительских душ.
1
Алексей Першко 10 сентября 2013
Like

Имя:
19 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Источник зла и птица Феникс Источник зла и птица Феникс

 На украинские экраны выходит лента «Малефисента. Владычица тьмы», которую (и ее предшественницу) многие посчитали...

16 октября 2019
Как - ещё зеленее?! И точно… Как - ещё зеленее?! И точно…

 Создать очередную сатиру на Американскую Мечту в смысле растиражированных всеми возможными способами картинок достойных зависти...

16 октября 2019
Woody Allen Light Woody Allen Light

Патриарх американского инди-кино, 84-летний Вуди Аллен, представляет на суд почтенной публики свой пятьдесят третий фильм под названием...

15 октября 2019
Золотой истукан Золотой истукан

 На экраны Украины вышел фильм «Захар Беркут», который считался едва ли не самой ожидаемой премьерой не только этого...

11 октября 2019
Битва деревянных уиллов Битва деревянных уиллов

 Известнейший режиссер Энг Ли (из тех, кого часто – но ошибочно – причисляют к сонму визионеров) снял...

08 октября 2019