Об этике и праве на высказывание.
Талантливейший режиссер Майк Николс, творческому долголетию которого остается только позавидовать, снял очень неоднозначный фильм, претендующий на правдоподобность, верится в которую, впрочем, с трудом. И дело вот в чем.
США, начало 80-х. В неком лас-вегасском отеле конгрессмен Чарли Уилсон (Том Хенкс) оттягивается в компании каких-то мутных дельцов и стриптизерш. Да и вообще, конгрессмен Уилсон - политик весьма незаурядный: виски он пьет прямо на рабочем месте, начиная часов с 10 утра, а в его офисе работают исключительно симпатичные молоденькие девушки. Все в том же отеле он случайно видит репортаж из Афганистана, и по совершенно непонятной причине загорается идеей помочь многострадальному народу этой страны, страдающего от совершенно омерзительных русских. При помощи техасской миллионерши (Джулия Робертс) и цереушника-неформала Гаса (Филипп Сеймур Хоффман) ему удается поднять финансирование моджахедов с 5 миллионов до 1 миллиарда, что и привело, по мнению авторов фильма, к выводу советских войск из Афганистана и падению "империи Зла". В общем-то, может так и было, да вот только фильм излишне пафосен, что вызывает сомнения в некой ангажированности его авторов. И то что сделан он талантливыми людьми лишь усиливает его мозгопромывательские свойства.. Как бы цинично это не прозвучало, есть такое понятие, как геополитика, в которой этическо-моральные правила не действуют, уступая место целесообразности. И те же США вряд ли были этичнее СССР, воюя во Вьетнаме, Югославии, Иране и все том же Афганистане, так что, не отнимая у авторов фильма права на высказывание, все же позволим себе усомнится в их моральном праве такие высказывания артикулировать. Разве что этот талантливый фильм - очередная попытка отвлечь внимание зрителей от действий самих США в современном мире.
И еще одно: "Война Чарли Уилсона" не выйдет на экраны кинозалов России (и я могу понять это решение российского прокатчика), и этот факт у нас в стране пытаются подать, как очередное доказательство тотальной тоталитарности (пардон за тавтологию) так называемого путинского режима. При этом как-то не вспоминается другой факт, когда комиссия нашего Минкульта, ведающая выдачей прокатных удостоверений, запретила выход на экраны последнего фильма из эпопеи Джорджа Ромеро про мертвецов с формулировкой о циничности показа такого фильма в стране, пережившей Голодомор. Вот такая вот информация к размышлению.