Честь и демократия


Рецензия на фильм: Кориолан
Фильм Кориолан
Как можно было предположить, исходя из ролей сыгранных Рэйфом Файнсом в кино (жаль, не довелось видеть его на сцене), он должен был бы оказаться тонким, думающим и порядочным человеком. К счастью, это подтвердил его режиссерский дебют – экранизация трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан», участвовавшая в главном конкурсе прошлогоднего Берлинского фестиваля.
Во-первых, совершенно неоднозначен выбор для дебюта: эта пьеса Шекспира никогда не относилась к числу его самых известных произведений, да и сама тематика ее – тем более наложенная на современные реалии – весьма специфична. Да, безусловно, эта трагедия о непомерной гордыне и обостренном чувстве чести и достоинства древнеримского полководца Гая Марция, прозванного за покорение города Кориолы Кориоланом. Да, она и о, как сейчас бы сказали, социальной неадаптированности солдата, о его психологической ранимости вне поля боя, о его неумении общаться и идти на уступки. Но она же и о сути власти, причем не всякой власти, а той ее формы, которую сейчас принято считать лучшей формой организации общества – демократии. Она о глубинной сущности и природе толпы, жаждущей хлеба и зрелищ (это вам ничего не напоминает?), а, лишенная этих простых радостей, готовой на немедленный бунт и черную неблагодарность. Своей экранизацией Файнс-режиссер демонстрирует в очередной раз, что Шекспир настолько архетипичен, что его творения актуальны и поныне: отдельные сцены фильма, разворачивающиеся в воображаемом Риме, так узнаваемы и для нас с вами, что дух захватывает! Кажется, что купаешься в грязи, льющейся из парламента и прочих средоточий власти (жаль только, что украинского Кориолана что-то не видать). Хотя и поиски его бесплодны – людей его склада и масштаба во все времена ждала лишь смерть.  Да, Шекспир (а вслед за ним и Файнс – актер и режиссер) не дает однозначных ответов: ведь как отметил в одном из своих интервью режиссер, «однозначные отношения к героям – смерть драмы». Но зато он ставит такие вопросы, которые стоит задать себе каждому здравомыслящему человеку. И, кстати, эти бы размышления и не возникли бы, будь фильм дурно снят. Но это, очевидно, не так: фильм современен по языку, блистательно сыгран Файнсом, Редгрейв и Батлером и прекрасно снят Барри Экройдом. А стихотворная речь героев – не препятствие к его восприятию, а лишний повод потренировать свой ум, дабы во сне не порождал он чудовищ. К тому же чувствуется, насколько близок Кориолан Файнсу, уподобившему труд актера воинской стезе – а искренние высказывания плохими не бывают.
2
Алексей Першко 22 февраля 2012


Имя:
27 сентября 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Прекрасный новый мир Прекрасный новый мир

На экраны Украины выходит фильм «Титан» француженки Джулии Дюкурно, неожиданно для многих победивший на Каннском фестивале...

22 сентября 2021
В поисках свободы В поисках свободы

 Заинтересованному украинскому зрителю предлагается посмотреть образчик патриотического кино (тоже, как и у нас, снимаемого при...

21 сентября 2021
Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 сентября 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 сентября 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 сентября 2021