Честь и демократия


Рецензия на фильм: Кориолан
Фильм Кориолан
Как можно было предположить, исходя из ролей сыгранных Рэйфом Файнсом в кино (жаль, не довелось видеть его на сцене), он должен был бы оказаться тонким, думающим и порядочным человеком. К счастью, это подтвердил его режиссерский дебют – экранизация трагедии Уильяма Шекспира «Кориолан», участвовавшая в главном конкурсе прошлогоднего Берлинского фестиваля.
Во-первых, совершенно неоднозначен выбор для дебюта: эта пьеса Шекспира никогда не относилась к числу его самых известных произведений, да и сама тематика ее – тем более наложенная на современные реалии – весьма специфична. Да, безусловно, эта трагедия о непомерной гордыне и обостренном чувстве чести и достоинства древнеримского полководца Гая Марция, прозванного за покорение города Кориолы Кориоланом. Да, она и о, как сейчас бы сказали, социальной неадаптированности солдата, о его психологической ранимости вне поля боя, о его неумении общаться и идти на уступки. Но она же и о сути власти, причем не всякой власти, а той ее формы, которую сейчас принято считать лучшей формой организации общества – демократии. Она о глубинной сущности и природе толпы, жаждущей хлеба и зрелищ (это вам ничего не напоминает?), а, лишенная этих простых радостей, готовой на немедленный бунт и черную неблагодарность. Своей экранизацией Файнс-режиссер демонстрирует в очередной раз, что Шекспир настолько архетипичен, что его творения актуальны и поныне: отдельные сцены фильма, разворачивающиеся в воображаемом Риме, так узнаваемы и для нас с вами, что дух захватывает! Кажется, что купаешься в грязи, льющейся из парламента и прочих средоточий власти (жаль только, что украинского Кориолана что-то не видать). Хотя и поиски его бесплодны – людей его склада и масштаба во все времена ждала лишь смерть.  Да, Шекспир (а вслед за ним и Файнс – актер и режиссер) не дает однозначных ответов: ведь как отметил в одном из своих интервью режиссер, «однозначные отношения к героям – смерть драмы». Но зато он ставит такие вопросы, которые стоит задать себе каждому здравомыслящему человеку. И, кстати, эти бы размышления и не возникли бы, будь фильм дурно снят. Но это, очевидно, не так: фильм современен по языку, блистательно сыгран Файнсом, Редгрейв и Батлером и прекрасно снят Барри Экройдом. А стихотворная речь героев – не препятствие к его восприятию, а лишний повод потренировать свой ум, дабы во сне не порождал он чудовищ. К тому же чувствуется, насколько близок Кориолан Файнсу, уподобившему труд актера воинской стезе – а искренние высказывания плохими не бывают.
2
Алексей Першко 22 февраля 2012


Имя:
25 июля 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 июля 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 июля 2021
Воссоединение семьи Воссоединение семьи

На экраны нашей страны триумфально (в этом можно практически не сомневаться) выходит очередной фильм из обоймы тех, которые неоднократно...

07 июля 2021
Социальная дилемма для всех возрастов Социальная дилемма для всех возрастов

Когда 4 года первый фильм из анимационной франшизы «Бейби Босс» режиссера Тома МакГрата собрал в мировом прокате более...

30 июня 2021