Испытание меланхолией


Рецензия на фильм: Меланхоличка
Фильм Меланхоличка
На недавнем Киевском МКФ «Молодость», в рамках новой программы «Форма» был показан немецкий фильм «Меланхоличка» режиссера Сюзанне Хайнрих, который, впрочем, немало попутешествовал по другим кинематографическим форумам экспериментального толка. Оно и понятно, ведь просмотр этого фильма может стать настоящим испытанием вашего убеждения в том, что вы являетесь заядлым киноманом и отдаете предпочтение нестандартным опусам перед произведениями коммерческого толка.
Заглавная меланхоличка (Мари Ратшек) каждый день ищет себе пристанище на ночь, поскольку на данный момент у нее нет собственной квартиры. Одновременно она пытается написать книгу, но не может продвинуться дальше первой фразы второй главы.  Вот, собственно, и весь сюжет.
«Меланхоличка» предельно минималистична, и это явно входило в намерения авторов (правда, тут уместнее говорить об одном авторе, поскольку Сюзанне Хайнрих снимала и монтировала фильм по собственному сценарию). Они даже намеренно это подчеркивают, говоря, что с меланхоличками всегда случается катастрофа, поскольку в них нет развития и они находятся в перманентном застое.
«Меланхоличка» - это и интеллектуальный экзерсис, в 14 главах которого рассматриваются такие темы как феминизм, секс, капитализм, консюмеризм, материнство и депрессия. Раскрытие этих тем сделано подчеркнуто нелепо, но через этот прием подается основная мораль фильма – это своего рода критика системы, внутри которой у индивидуума есть ограниченное количество вариантов действий, но лишь до тех пор, пока он не решится изменить эту систему. И это правда (но лишь отчасти) – конечно, каждый свободен в принятии решения, но всем приходится мирится с последствиями этого выбора, которые устанавливаются системой. И «Меланхоличка» всеми силами пытается вырваться из этой системы ограничений, в том числе и формальными средствами – актеры говорят максимально ненатуральным способом, драматическая структура решительно нарушает все возможные правила, а декорации крайне упрощены и неестественны. Таким образом, автор фильма намеренно пытается вывести зрителя из зоны комфорта, вызвать раздражение. И зритель либо возненавидит этот фильм, либо же попытается задуматься над тем, о чем пытается говорить Сюзанне Хайнрих. Так что хот в чем-то «Меланхоличка» достигает равновесия – фильм этот настолько же философичен, насколько и провокационен.
1
Алексей Першко 14 июня 2019


Имя:
23 июля 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 июля 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 июля 2021
Воссоединение семьи Воссоединение семьи

На экраны нашей страны триумфально (в этом можно практически не сомневаться) выходит очередной фильм из обоймы тех, которые неоднократно...

07 июля 2021
Социальная дилемма для всех возрастов Социальная дилемма для всех возрастов

Когда 4 года первый фильм из анимационной франшизы «Бейби Босс» режиссера Тома МакГрата собрал в мировом прокате более...

30 июня 2021