Испытание меланхолией


Рецензия на фильм: Меланхоличка
Фильм Меланхоличка
На недавнем Киевском МКФ «Молодость», в рамках новой программы «Форма» был показан немецкий фильм «Меланхоличка» режиссера Сюзанне Хайнрих, который, впрочем, немало попутешествовал по другим кинематографическим форумам экспериментального толка. Оно и понятно, ведь просмотр этого фильма может стать настоящим испытанием вашего убеждения в том, что вы являетесь заядлым киноманом и отдаете предпочтение нестандартным опусам перед произведениями коммерческого толка.
Заглавная меланхоличка (Мари Ратшек) каждый день ищет себе пристанище на ночь, поскольку на данный момент у нее нет собственной квартиры. Одновременно она пытается написать книгу, но не может продвинуться дальше первой фразы второй главы.  Вот, собственно, и весь сюжет.
«Меланхоличка» предельно минималистична, и это явно входило в намерения авторов (правда, тут уместнее говорить об одном авторе, поскольку Сюзанне Хайнрих снимала и монтировала фильм по собственному сценарию). Они даже намеренно это подчеркивают, говоря, что с меланхоличками всегда случается катастрофа, поскольку в них нет развития и они находятся в перманентном застое.
«Меланхоличка» - это и интеллектуальный экзерсис, в 14 главах которого рассматриваются такие темы как феминизм, секс, капитализм, консюмеризм, материнство и депрессия. Раскрытие этих тем сделано подчеркнуто нелепо, но через этот прием подается основная мораль фильма – это своего рода критика системы, внутри которой у индивидуума есть ограниченное количество вариантов действий, но лишь до тех пор, пока он не решится изменить эту систему. И это правда (но лишь отчасти) – конечно, каждый свободен в принятии решения, но всем приходится мирится с последствиями этого выбора, которые устанавливаются системой. И «Меланхоличка» всеми силами пытается вырваться из этой системы ограничений, в том числе и формальными средствами – актеры говорят максимально ненатуральным способом, драматическая структура решительно нарушает все возможные правила, а декорации крайне упрощены и неестественны. Таким образом, автор фильма намеренно пытается вывести зрителя из зоны комфорта, вызвать раздражение. И зритель либо возненавидит этот фильм, либо же попытается задуматься над тем, о чем пытается говорить Сюзанне Хайнрих. Так что хот в чем-то «Меланхоличка» достигает равновесия – фильм этот настолько же философичен, насколько и провокационен.
1
Алексей Першко 14 июня 2019
Like

Имя:
05 апреля 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Все они марионетки… Все они марионетки…

 В неопределенном будущем на экраны страны, будем надеяться, выйдет китайско-американский фильм «Бладшот» с бравым Вином...

12 марта 2020
(Де)конструкция мифа (Де)конструкция мифа

 На экраны Украины выходит новый фильм живого классика украинского кино Михаила Ильенко «Толока», в основу которого легли...

10 марта 2020
Папины штаны Папины штаны

Знаменитая анимационная студия «Пиксар» предлагает нашему вниманию необычный фильм под названием «Вперед» режиссера...

06 марта 2020
Все песни только о любви Все песни только о любви

 Как уже неоднократно отмечалось в предыдущих рецензиях автора на фильмы этой недели, наши прокатчики накануне 8 марта стремятся...

04 марта 2020
Влюбленная сваха Влюбленная сваха

 Как мы уже писали в предыдущей рецензии (на украинскую комедию «Свидание в Вегасе»), преддверие Международного женского...

03 марта 2020