Антидот от идиотизма, или комедия от Ларса фон Трира


Рецензия на фильм: Самый главный босс
Фильм Самый главный босс

В это было сложно поверить, если не знать, что некоторое время назад известный провокатор и искуснейший манипулятор Трир не снял некое подобие телевизионного ситкома под названием «Королевство». Так что к комедии он обращается не впервые, только на этот раз делает это несколько в другом качестве. Московский критик Роман Волобуев попытался (и очень удачно) описать это отличие в качестве и отношению к зрителю, напомнив известную сцену из куросавовских «Семи самураев»: «человека приглашают зайти в открытую дверь, а потом со всей дури бьют по голове палкой. Так повторялось из фильма в фильм — и интерес был уже почти спортивный: войти во всеоружии и снова получить по мордасам, причем каждый раз под каким-то неожиданным, доселе неизвестным драматургическим углом. В «Боссе» — иначе. Тут чувствуешь себя тем самым последним, седьмым самураем, который, вместо того чтоб сунуться в дверь и огрести, останавливается на пороге и с улыбкой говорит хозяину: «Я вас очень прошу — без таких шуток». У Куросавы после этих слов гость и хозяин оказывались старинными друзьями и садились пить чай и говорить о главном. С Триером тоже намечается что-то в этом роде — кажется, закончились проверки зрителя на прочность, и начинается какой-то совсем другой разговор».

Формально сюжет весьма прост: профессионального актера нанимают сыграть роль директора IT-фирмы, дабы замылить глаза будущему покупателю инвестору (в этой роли – исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон), но вместо предполагаемых пяти минут актеру приходится играть эту роль целую неделю. Это неминуемо ведет к установлению отношений с сотрудниками самого разного свойства и с достаточно непредсказуемыми последствиями.

Трир не был бы Триром, если бы и в этой с виду незамысловатой офисной комедии не показал себя экспериментатором: на этот раз он отказался от услуг оператора, и камеру произвольно наводит и фокусирует компьютер, а монтажными склейками Трир позволяет себе рубить фразы на полуслове. Но даже это не смогло испортить картину - она хороша прежде всего в кинематографическом смысле и служит прекрасным антидотом от превращения в кинематографического идиота.

0


Имя:
25 сентября 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Прекрасный новый мир Прекрасный новый мир

На экраны Украины выходит фильм «Титан» француженки Джулии Дюкурно, неожиданно для многих победивший на Каннском фестивале...

22 сентября 2021
В поисках свободы В поисках свободы

 Заинтересованному украинскому зрителю предлагается посмотреть образчик патриотического кино (тоже, как и у нас, снимаемого при...

21 сентября 2021
Собор из песка Собор из песка

На экраны Украины и мира выходит лента, степень ожидания которой (и степень ожиданий от которой) столь высока, что впору задаться вопросом...

16 сентября 2021
Можно все Можно все

 Семейный дуэт режиссеров-документалистов в составе Арона Годе и Гиты Пуллапилли решили перенести свои профессиональные навыки из...

08 сентября 2021
Искры Аннетт Искры Аннетт

 К счастью, французский режиссер Леос Карракс, неоднократно посещавший Украину (а, по слухам, и проведший здесь инкогнито весьма...

07 сентября 2021