Эзотерический трип доктора Стрэнджа


Рецензия на фильм: Доктор Стрэндж
Фильм Доктор Стрэндж

«Доктор Стрэндж» – уже 14-й фильм кинематографической вселенной Марвел, но он первый, что вносит кардинальные изменения во вселенную, не просто добавляя магию или новые миры (это мы уже видели в «Торе» и «Мстителях: Эре Альтрона»), но отбрасывая напрочь привычную зрителю марвеловскую приземленность. Под таким давлением сложно сохранить верность канону и при этом получить приз зрительских симпатий, так что создатели учли оба фактора и предложили режиссерское кресло Скотту Дерриксону, постановщику фильмов-ужасов («Синистер», «Избави нас от лукавого»). По всей видимости, решение это оказалось удачным, так как режиссер силен в визуальном нарративе и работой с эмоциями зрителя. На плечи картины была возложена еще одна важная миссия – ввести новых персонажей и заставить их гармонично сосуществовать с другими супергероями. Марвел постарались и построили «Стрэнджа» на трех привычных столбах.

Первое – потрясающий кастинг, собравший лучшее из европейской актерской школы, в частности британской. Бенедикт Камбербэтч в роли доктора Стивена Стрэнджа – талантливого нейрохирурга, который, попав в аварию и повредив нервные окончания на обеих руках, лишается способности продолжать практику. Его игра удивительным образом сочетает в себе тщеславие и эгоизм доктора с его постепенной трансформацией в могущественного мага, преисполненного человечности и сострадания. Лишившись работы, денег и последнего человека, который о нем заботился (его коллега-хирург и экс-любовница по совместительству Рейчел МакАдамс), Стрэндж решает пройти обучение в одном из храмов Катманду, чтоб вернуть себе возможность снова оперировать. Но его исцеление – это лишь начало на пути к чему-то большему, сразу забегая наперед, – на пути становления Верховным магом, задание которого – защищать наш мир от недругов из других измерений. Звучит витиевато, но, цитируя Верховную волшебницу Земли, наставника Стрэнджа, не все можно объяснить. То ли авторы самоиронизировали, то ли они правда так считают.

Верховный маг земли или просто Старейшина в исполнении Тильды Суинтон стала настоящим откровением всего волшебного мира. В оригинале её персонаж – старик, – но вопросы «почему Суинтон?» отпадают при первом же её появлении на экране: отличный перфоманс демонстрирует остроумие и обаяние в сочетании с силой, об огромном потенциале которой нам намекает лишь её хитрая полуулыбка. Как ни странно, но лучшую женскую роль Марвел смогли написать на основе харизмы маскулинного персонажа. Дополняет каст Чиветел Эджиофор (Мордо) – учитель Стивена – и главный антагонист Кецилий в исполнении Мадса Миккельсена. Контраст последних двух персонажей создает философский дуализм веры в использовании магии, чем-то напоминая вечное противостояние джедаев и ситхов.

Визуальное совершенство фильма и расхваленная всеми изобретательность спецэффектов – второй столб «Доктора Стрэнджа». Города, что складываются по принципу какого-то галлюциногенного калейдоскопа, фантасмагорическое перемещение по другим мирам и другие сюрпризы из набора «Прикладное волшебство для начинающих» – весь этот ряд «новаторских» решений при просмотре неизбежно вызывает ассоциативный ряд из имен лучших режиссеров-визионеров, от Кубрика до Нолана. Но, безусловно, эта картина (особенно в 3D или Imax) завораживает и в успешности последующих экранизаций этой истории, созданной Стэном Ли и Стивом Дитко, сомнений нет.

Но каким бы красивым не был фильм, и какие бы хорошие актеры в нем не играли – это все несущественно без первоисточника и его легендарного логотипа. Киновселенная Марвел всегда оставалась верна по-хорошему ребяческому духу золотого века комиксов и это могло бы оправдать любые сценарные огрехи, в чем, на самом деле, студия нуждалась крайне редко. Но это не тот случай. Уже не первый раз создается впечатление, что создатели теряют хватку и пишут сценарии по односложной схеме, предсказуемой и поверхностной: маломальский смысл в чрезмерной серьезности быстро убивает набор предсказуемых и примитивных шуток. На фоне аритмичного повествования: скучный вступительный монтаж, ускоренное обучение Стрэнджа и не совсем понятная нависающая угроза над нашей планетой, не ощущается настоящее сопереживание происходящему.

«Доктор Стрэндж» можно ругать за скомканный сюжет или глупые шутки, но я бы точно не согласилась с критикой поверхностности персонажей. Наоборот, Марвел будто разорвали замкнутый круг и пришли к идеальной формуле введения нового антагониста – на самом деле злодей прописан хорошо, и даже отлично, вот только это совсем не тот, о ком мы думаем. Что же касается самого Стрэнджа, то его роль в третьей фазе киновселенной раскрывается в его почти что мифологической преданности клятве Гиппократа и готовности умирать снова и снова, подобно Прометею, или Атланту, что отдал свою душу на вечное служение миру. В общем, заканчивается все очень красиво и, к счастью, без лишнего пафоса.

P.S. Две сцены после титров обязательны к просмотру.

0
Кристина Каручек 27 октября 2016
Like

Имя:
06 апреля 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


“Зато у нас есть...Супермен” “Зато у нас есть...Супермен”

Есть фильмы, которые входят в категорию “так плохо, что даже хорошо”. К сожалению, “Лига справедливости” чуть-чуть...

19 ноября 2017
Субурбикон: Америка братьев Коэн Субурбикон: Америка братьев Коэн

При просмотре возникает два вопроса: почему сюжет фильма до боли похож на “Фарго” и где же тут рука Клуни-режиссера с его...

15 ноября 2017
Не смешите меня Не смешите меня

Марвел преподнесли историю Тора как миф о падении богов и отречении от отцовского наследия. Его сольные фильмы в киновселенной служат этому...

07 ноября 2017
Драма поколений Драма поколений

“Бегущий по лезвию 2049” - это один из самых красивых сай-фай за всю историю кино. Возможно, не такой новаторский, как бы это...

07 октября 2017
Как телохранитель и киллер спасали Боснию Как телохранитель и киллер спасали Боснию

Если вы ждете от “Телохранителя киллера” сумасбродной bromance-comedy со свежим юмором ниже пояса, возможно, он вас разочарует....

21 августа 2017