Робкий и застенчивый такой


Рецензия на фильм: Двойник
Фильм Двойник

Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) едва ли чувствует себя реальным человеком - он настолько скромен и робок, что в компании, где он самозабвенно трудится семь лет, мало кто знает, как его зовут. Заговорить с красивой сотрудницей Ханной (Миа Васиковска) не хватает смелости - остается только наблюдать за ней в подзорную трубу, благо та живет в доме по соседству. Разнообразие в унылые будни Джеймса вносит появление нового коллеги, который, как ни странно, выглядит абсолютно так же, как Саймон, но успешен, коммуникабелен и нравится женщинам. Двойник настроен дружелюбно, однако постепенно ситуация накаляется и заставляет Джеймса задуматься - а в своем ли он уме?

"Двойник" молодого режиссера Ричарда Айоаде анонсируется как адаптация одноименной повести Федора Достоевского, но вряд ли кого-то удивит, что создатели достаточно вольно обошлись с первоисточником. Выискивать глубокий след российского классика в этом фильме - напрасное занятие. Айоаде берет за основу ключевой сюжетный твист и погружает зрителя в созданный лично им ретро-футуристический мир, достаточно отчетливо подчеркивая, что это не экранизация, а просто вариация на тему.

Ричард с легкостью жонглирует такими понятиями как "паранойя", "отчужденность" и "нигилизм", создавая суицидальную атмосферу безысходности и одновременно раскланиваясь перед мэтрами кинематографа и литературы. Режиссер в открытую демонстрирует, что не стесняется заимствования - тут и Терри Гиллиам, и Дэвид Линч, и Франца Кафка с Дэвидом Финчером. Впрочем, его отсылы не лишены шарма и не кажутся профанских подражанием - очевидно, что Ричард уважает мастеров, но достаточно уверенно прокладывает свой собственный путь.

Несмотря на отчетливо драматические мотивы, "Двойнику" не чужд юмор - зачастую абсурдный, однако от того не менее оригинальный. Нелепость помноженная на нелепость, как известно, может давать вполне положительный эффект - в умелых руках даже священник с лопатой смотрится вполне себе комично.

Непритязательность протагониста компенсируется на редкость продуманной проработкой и детализацией окружающего его мира, а о работе оператора и композитора (Эрик Уилсон и Эндрю Хьюит перекочевал на съемочную площадку "Двойника" из "Субмарины" - дебютного фильма Айоаде) можно делать отдельный материал, если не писать диссертацию. Пронзительные скрипки, неожиданные ракурсы, желто-зеленые угнетающие тона - Айодели и его соратники на редкость удачно упражняются в стиле и дизайне, добавляя истории запоминающиеся и эффектные выпуклости. Выходит универсальный видеоряд - замените диалоги на музыку и получите прекрасный образчик работы клипмейкера.

Выставляя напоказ шаблонность корпоративного мира, "Двойник" не только задает зрителю вопросы, но и дает советы. Мол, обернитесь по сторонам: каждый человек вокруг - это личность, которая заслуживает внимания или хотя бы банального уважения. Легко пройти мимо, куда тяжелее - слушать в новостях сообщение об очередном суициде.

0
Юрий Шевченко 08 апреля 2014
Like

Имя:
22 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 февраля 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 апреля 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 февраля 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 февраля 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 января 2018