Жизнь взаймы


Рецензия на фильм: Двойник
Фильм Двойник

It’s my life, it’s now or never © Bon Jovi
Русскую литературу на Западе экранизируют неохотно. Это неудивительно – мотивы произведений без исторического контекста не ясны, а сделать из фильма калейдоскоп визуальных шедевров не получится, потому что российские классики жертвовали разнообразий событий во имя детального анализа внутреннего мира героев. Но для режиссера Ричарда Айоади именно душевные порывы дают возможность визуализировать то, что по большому счету на экране отображать проблематично. Начав изучать человека в «Субмарине», режиссер выходит на новый уровень в «Двойнике».
У главного героя Саймона – комплекс неполноценности. Он чрезвычайно робок, скромен, неразговорчив, да и в целом непримечательная личность. Офисный клерк в мрачной конторе, где все сотрудники пенсионного возраста, а руководит ими мифоподобный Полковник. В общем, самая пресная жизнь, какую только можно представить. Но тут появляется Джеймс – точная внешняя копия героя (хотя никто этого не замечает), но полная душевная противоположность. Постепенно он получает все то, о чем Саймон только грезил, что рушит и без того шаткую жизнь.
На самом деле, «Двойник» Айоади – довольно свободная экранизация Достоевского. Изменена прежде всего сама суть главного героя. Если у классика его Голядкин пытается выдавать свои слабости за добродетель и повсюду видит интриги против себя, то осовремененный Саймон создан более схематично, по сути, он просто от природы застенчив и боязлив, что и доставляет проблемы. Взамен режиссер ударяется эпатировать зрителя немного шизофреничным антуражем (привет, семидесятые!) Мир главного героя до крайности минималистичен, аккуратен и беспристрастен, а отчасти и попросту беден. Оператор предпочитает статичные кадры, что создает впечатление театральности, жизнь героя выглядит нарочито постановочной и четко поделена на отдельные мизансцены. Взамен композитор Эндрю Хьюит нещадно пронзает душу партиями струнных инструментов, иногда заменяя их вакуумом, взрывающимся отдельными звуками. Внешние элементы фильма получились на редкость запоминающимися. Да, это тот случай, когда клипмейкерское прошлое режиссера сыграло на руку.
Теперь по поводу внутреннего. Айоади не стыдится заимствовать, а точнее интерпретировать классиков кинематографа, что только идет на пользу. Экзистенциальность здесь не просто мотив, а основополагающий каркас построения ленты. Джесси Айзенберг привычно хорошо создает образ маленького человека. Вообще, актеру впору задуматься о смене амплуа, иначе неизбежно будет повешен ярлык «актер одной роли», а точнее двух. Отличия героев «Двойника» от той же роли Цукерберга лишь в том, что две стороны одной личности теперь в буквальном смысле разделены. Интересно то, что кроме пронзительной драматической линии о человеческой личности и мелочности мира офисного планктона, героям ленты не чужд юмор. Юмор не классический в виде плоских и не очень шуток. Юмор в ситуациях, доведенных до абсурда. Когда Саймона не пускают на обязательный для всех сотрудников бал, потому что за семь лет работы его лицо так и не запомнили, трудно держать себя в руках.
Как вы поняли, на зрительский суд предстал на редкость оригинальный, стильный и вовсе не глупый фильм, который выглядит как эффектный видеоклип о человеческом Я. Грустно только, что эту кинокартину будут прокатывать у нас в стране как артхауз, поэтому и большого количества экрана ждать нет смысла. А хотелось бы, как хотелось.

0
Сергей Задко 09 апреля 2014
Like

Имя:
22 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 августа 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 августа 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 июля 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 мая 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 февраля 2016