Вечная борьба двойника с оригиналом


Рецензия на фильм: Двойник
Фильм Двойник

Существуют сотни фильмов о двойниках, кино любит эту тему практически с момента своего появления на свет. На то есть несколько веских причин.

Во-первых, история о двойнике — это один из самых удачных способов визуализировать и показать через действие внутренние конфликты и противоречия героя.

Во-вторых, потому, что кинематограф — это фокусник, и один из его самых старых и любимых фокусов — это «размножить» одного актера на несколько персонажей.

 В фильмах о двойниках чаще всего идет речь о самопознании (герой и сам не знает, какой он и на что способен, пока не появляется двойник) и борьбе противоположностей (двойник должен кардинально отличаться от героя, иначе конфликт между ними не получится).

В новом фильме Ричарда Айоади все это есть.

 Итак, Саймон — болезненно стеснительный и неуверенный в себе клерк. У него есть безответная любовь к сотруднице Ханне, больная мать и никаких перспектив в жизни. Но вот в его конторе появляется новичок — Джеймс, он внешне идентичен Саймону, но он наглый, раскованный и умеет нравиться людям. И тут положение Саймона, и так не блестящее, становится просто катастрофическим — Джеймс отбирает у него любимую девушку, результаты его работы, квартиру, и, скорее всего, вообще собирается занять его место в социуме.

Саймон пытается протестовать, но получается это как-то жалко. В конце концов Саймон находит способ избавиться от двойника. Прямо такой же, как в «Бойцовском клубе».

 И вроде бы все хорошо в этом фильме.

Сценарий грамотный, все на своих местах. Актеры тоже постарались. Джесси Айзенберг («Социальна сеть», «Кальмар и кит») неплохо справился с двойной ролью, его Саймон получился достоверно зажатым, заикающимся типом, раздражающим своей невразумительностью и неуверенностью.

Мие Васиковской («Алиса в стране чудес», «Выживут только любовники») тоже досталась непростая роль. Ее Ханну зритель видит сначала как прекрасную, возвышенную девушку — собственно, так, как видит ее Саймон. И уже позже, ближе к финалу, можно рассмотреть, что на самом деле она слабая и, по сути, еще более жалкая, чем Саймон.

 В фильме создана интересная среда обитания героев — такой себе мир антиутопии, режиссер Айоади сам говорил, что он ориентировался на такие известные ленты, как «Бразилия» и «1984». Именно эта мрачная, безрадостная среда неплохо передает дух прозы Достоевского, по мотивам произведения которого и был снят фильм.

 Также в «Двойнике» можно рассмотреть мелкие абсурдные шуточки Айоади, за которые мы все любим его первый фильм «Субмарину». Например, первая реплика героини Ясмин Пейдж - это слово «Идиот», конечно же, отсылка к еще одному произведению Достоевского. Или же вы посмотрите на этого Саймона, который копается в мусоропроводе, выискивая кусочки рисунков Ханны. Или вот он же пытается прорваться на бал, который все остальные воспринимают как тяжкую повинность. Ну разве не красота?

 В общем, всем хорош фильм. Кроме одного.

Вот это все — не ново.

Конечно, невозбранно и даже похвально для молодого режиссера выбрать тему, которая в кино уже звучала миллион раз. Но уж если эта тема настолько не нова, то благодарный зритель ожидает увидеть некую новую интерпретацию. А в этом фильме герой и его двойник действуют предсказуемо, мы уже видели такие проблемы и такие же решения.

В общем, фильм похож сразу на множество других картин. И вроде бы Айоади сам говорит, что он заимствовал вот это и это, но как-то он весь погряз в заимствованиях. Дорогой Ричард, тебе не надо так много заимствовать, ты и сам по себе хорош, ты уже доказал это в «Субмарине».

 

0
Marie Po 23 апреля 2014
Like

Имя:
22 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Пустота под ярким фантиком Пустота под ярким фантиком

В новой экранизации старой сказки спецэффекты взяли верх над драматургией и здравым смыслом.

17 апреля 2014