Фільм Ми, наші улюбленці та війна 2024

Дивный новый Пэйн


Рецензия на фильм: Уменьшение
Фильм Уменьшение
Американский режиссер Александр Пэйн, один из лидеров американского же артхаузного мэйнстрима, получил внушительный (для него бюджет) и снял едва не лучший (пусть и странный) свой фильм на данный момент под название «Уменьшение» (или же «Короче»).
Пол Сафранек (Мэтт Дэймон, нашедший с режиссером и персонажем много общего) практически пожертвовал нормальной жизнью и карьерой ради ухода за больной матерью. Когда же он наконец-то обрел свободу, жизнь уже умчалась вперед и ему пришлось довольствоваться тем, что осталось – милой (но не более) женушкой (Кристен Вииг), средней паршивости работой и обиталищем, соответствующим и жене, и работе. И так бы все это и тянулось, если бы не удивительное изобретение норвежских ученых, научившихся уменьшать человека ростом в 1 метр 80 сантиметров до размеров дюймовочки (ну почти).  И это дает невероятный эффект – любой человек, добровольно пошедший на уменьшение и переселение в специально созданные резервации (правда, невероятно роскошные), с относительно средним достатком становится едва ли не миллионером: ведь его жизнеобеспечение стоит дешевле пропорционально уменьшению его размера. Так Пол оказывается в «Земле удовольствий» в шикарной квартире с замечательными соседями, среди которых выделяется серб Душан (как всегда блистательный Кристоф Вальц). Но как и следовало ожидать, и в этом миниатюрном мире не все так радужно: и здесь есть классовое и социальное неравенство, свои хозяева жизни и свои изгои.
В общем-то, даже аннотацию к «Уменьшению» можно писать бесконечно, ведь Александр Пэйн и его сценарист Тэйлор умудрились затронуть в этом фильме бесчисленное количество тем и вопросов (причем, как правило, весьма острых и злободневных – и экологию, и социологию, и экономику, и отношение к инакому и пр.). Для этого им потребовалось по ходу дела сменить несколько жанровых форм: тут вам и антиутопия, и фэнтези, и научная фантастика и еще куча всего. Не обошлось и без массы культурных (кинематографических, литературных и многих других) реминисценций и цитат. Все это, безусловно, приведет к отторжению фильма целыми пластами зрителей, привыкших и в кино не отрываться от любимого девайса (думается, для них скоро будут снимать отдельное кино, не требующего внимания к большому экрану и произносимым с него диалогам), но также безусловно, что Пэйн, сняв «Уменьшение», доказал свою причастность к чрезвычайно немногочисленному отряду современных режиссеров, умеющих снимать умное кино для широкого (относительно) зрителя.
0
Алексей Першко 30 января 2018


Avatar
Имя:
28 марта 2024

Другие рецензии автора


По тонкому льоду Охотники за привидениями: Ледяная империя По тонкому льоду

Режисер Джил Кінан, який відповідав разом із Джейсоном Рейтманом за сценарій попередньої ітерації "Мисливців за привидами", сів у...

19 марта 2024
У гонитві за "мерсом" Я, "Победа" и Берлин У гонитві за "мерсом"

На екрани України виходить черговий "довгобуд" - стрічка за повістю Кузьми Скрябіна "Я, Побєда і Берлін", шлях до...

12 марта 2024
Надії vs Плани Дюна: Часть вторая Надії vs Плани

Дені Вільньов, як і завжди, тримає слово – він обіцяв, що друга частина «Дюни» буде не сиквелом, а саме продовженням...

27 февраля 2024
Вперед у минуле Мадам Паутина Вперед у минуле

Голлівуд продовжує відчайдушні спроби відродити як прокат загалом, так і інтерес до супергеройського кіно, який згас несподівано швидко,...

13 февраля 2024
Посланець і послання Боб Марли: One Love Посланець і послання

Боб Марлі був, безумовно, видатною людиною. Не просто співаком і композитором, який революціонізував сучасну музику, а й революціонером у...

12 февраля 2024