Австралийцы Бэн Нотт и Морган О’Нил в своей ленте «На гребне» предприняли попытку отойти от традиционных представлений о фильмах про вольных серферов, живущих вне общества, вне закона и вообще вне всего, кроме волны. К сожалению, далеко они не ушли.
Братья Джимми и Энди Келли с детства живут в маленьком городишке на юго-западном побережье Австралии, который известен своими волнами. Естественно, они не могли не увлечься серфингом, который постепенно становится для них смыслом жизни: старший Энди, получив травму, работает на пилораме, но, желая спасти младшего Джимми от постепенного сползания в криминал, увольняется и решает открыть свою фирму по производству досок. Этому рискованному на тот момент (в начале 70-х лет прошлого столетия) предприятию угрожают не только убийственные волны, но и злобные байкеры-наркоторговцы и консервативное общество. Но, как и следовало ожидать, одно поражение оборачивается победой, и на горизонте восходит уверенная надежда на светлое будущее.
Поначалу режиссеры (и по совместительству – сценаристы) честно пытаются убедить зрителя в том, что перед ним не очередной фильм о серферах, в котором на первом плане то ли красоты океана, то ли девушки в набедренных повязках и молодые люди с телами молодых богов: нам тщательно рассказывают предысторию братьев, их непростой быт с матерью-одиночкой. Но вскоре – очевидно, отдав себе отчет, что на одном быте и психологии зрительское внимание не удержать – авторы начинают возвращаться к канонам жанра, от которого они пытались откреститься в первые полчаса своего фильма. Так на экране появляется и хиппарь по призванию ДжейБи (Сэм Уортингтон, из-за имени которого на афише возможно и покупался этот фильм) с ярким минивэном, легкими наркотиками и красоткой-спутницей, который становится универсальной палочкой-выручалочкой – как для братьев-героев, так и для сценаристов, порой заходящих в драматургические тупики. Все больше экранного времени занимают сцены серфинга (снятые изобретательно и эффектно – отдадим должное операторам ленты, мастерство которых отметили призом на «престижнейшем» Пляжном фестивале в Ньюпорте), и, в конце концов, все завершается на неприлично бравурной ноте. Так что посмотреть этот фильм или же какой-нибудь специализированный телеканал – решать исключительно вам. Хотя за саму попытку обновить этот специфический жанр должное режиссерам отдать все-таки стоит.