Пятая стихия - рецензия на фильм Дюнкерк

Войти через
Регистрация
 
Пятая стихия
 
Фильм Дюнкерк
В мае 1940-го года около 400 тысяч солдат из английских, французских, бельгийских и канадских частей оказались в ловушке в портовом городке Дюнкерк. От берегов Великобритании их отделяло всего 26 миль, но мелководье не позволяло использовать большие суда, чтобы эвакуировать войска. Пока британское правительство мобилизировало мелкие корабли военно-морского и торгового флота, а также собирало добровольцев, военные были вынуждены надеяться на чудо.
Самый длинный монолог в "Дюнкерке" звучит в самом конце, когда молодой солдат зачитывает обращение Уинстона Черчилля к народу в газете. Оно преисполнено пафоса, эмоционального надрыва и веры в победу. Все будет хорошо, мы будем сражаться и добьемся успеха. Но далеко не все герои нового фильма Кристофера Нолана настроены так же оптимистично - для некоторых победой является банальное выживание, а не уничтожение врага. Режиссер показывает операцию "Динамо", вошедшую в историю Второй мировой, с трех точек зрения, глазами нескольких персонажей, которыми движут иногда прямо противоположные чувства. Их объединяет очевидное осознание ужаса войны, однако они преследуют абсолютно разные цели. Кто-то хочет спасти, кто-то - спастись.
В "Дюнкерке" говорят мало, потому что на это попросту нет времени - любой разговор может в одно мгновение прервать вражеская пуля. Предыстории остаются за кадром, объяснения - для слабаков. Нолан бросает зрителя в гущу событий и знакомит с действующими лицами на ходу, под грохот взрывов, шум воды, стремительно наполняющей пробитый корабль, и рев двигателя самолетов. Вот молоденький солдат (Финн Уайтхед), который просто хочет домой. Вот капитан суденышка (обладатель Оскара Марк Райлэнс), готовый пожертвовать собой ради других и отправляющийся на хрупкой лодке в гущу смертоносных событий. Вот пилот истребителя Spitfire (Том Харди), и его долг - выполнить свою работу, несмотря на то, что миссия может оказаться самоубийственной. Впрочем, в этот раз Нолан едва ли снимает фильм о людях. Персонажи (пусть и отыгранные мастерски) - инструмент, чтобы передать атмосферу безысходности, страха и смерти, в которой так сложно сохранить надежду на спасение.
Переживать приходится не столько за героев, сколько за себя. "Дюнкерк" заставляет вжаться в кресло, Нолану не нужен VR, чтобы перенести на поле битвы, в тесную кабину самолета или трюм тонущего судна. Это почти два часа невероятного напряжения, опустошающего и действительно уникального для современного кинематографа опыта. "Дюнкерк" небезосновательно называют претендентом на Оскар, и, кажется, победу в некоторых номинациях ему можно отдать уже сейчас: операторская работа Хойте Ван Хойтемы ("Интерстеллар", "СПЕКТР"), звуковые эффекты и саундтрек Ханса Циммера выполнены на запредельном уровне. То, что сделал немецкий композитор, даже музыкой не назовешь - наверное, так звучит сама война.
Опасность в "Дюнкерке" безлика - немцы практически не появляются в кадре, но присутствуют в нем незримо, сея смерть и уничтожение. За считанные секунды мнимое ощущение безопасности сменяется осознанием скорой гибели - резко и неотвратимо. Нолан на этот раз не играет на эмоциях, а давит фактами, от которых никуда не денешься. Никаких высокопарных драм, никаких семейных трагедий - лишь ужас и боль, напоминание о хрупкости человеческой жизни и том, как легко ее потерять. "Дюнкерк" - фундаментальное высказывание о борьбе за жизнь, в котором нет морализаторства и осуждения. Лишь тонкий намек на то, что в заведомо проигрышной ситуации победили те, кто остался людьми и не переступил через собственные принципы.
Война по Нолану - это не кровопролитная бойня, не разорванные на части трупы, не речи о долге и чести, даже не героизм. Это - стихия, ровно такая же, как земля, вода, воздух и огонь. Ее можно показать изнутри, но не пытаться осмыслить. И Нолан показывает, отказавшись от рассуждений и выводов. Когда с неба падают бомбы, все равно ничего не слышно.
Подписывайтесь на канал kino-teatr.ua в Телеграме.
Рецензия на фильм Дюнкерк 0  
Юрий Шевченко 20 июля 2017
Комментарии
 
Имя
24 ноября 2017
Ваш комментарий

Подписаться на отзывы
Оценка автора
8,9 Рейтинг
фильма
Всего оценок: 69