В поисках свободы
Заинтересованному украинскому зрителю предлагается посмотреть образчик патриотического кино (тоже, как и у нас, снимаемого при поддержке государства) – дебютную ленту Дзинтарса Дрейбергса по роману латвийского писателя Александра Грина (не путать с автором «Алых парусов») под названием «Метель душ».
Шестнадцатилетний Артурс Ванагс (дебютант Ото Брантевиц) происходит из зажиточной крестьянской семьи – он учится в городе, где у него уже есть первая юношеская любовь, а на выходные вместе со старшим братом Эдвардсом наезжает в родительский дом. Один из таких визитов заканчивается трагически, ведь неподалеку уже идут сражения Первой мировой войны. В дом семейства Ванагс наведываются немцы и в результате недоразумения на глазах Артурса гибнет его мать. Молодой человек, движимый чувством мести, вместе с отцом, бывшим фельдфебелем, отправляется на призывной пункт, где формируются латвийские части (в составе российской имперской армии). Так начинается долгая фронтовая эпопея Артурса – из практически подростка он превратиться в закаленного воина, четырежды раненного и в поисках свободы побывавшего даже в рядах красных латышских стрелков, охранявших Ленина.
Очевидно, что практически в каждой стране снимается духоподъемное патриотическое кино, приуроченное к какой-нибудь знаменательной дате вы истории. И во всех странах создатели таких фильмова ограничены углом зрения (а в кино это особо важно) – в большинстве случаев относится к тем или иным событиям можно лишь каким-то определенным образом, что в подавляющем количестве случаев стесняет творческую свободу авторов таких фильмов. Очевидно, что «Метель душ» - не исключение из этого правила. Усугубляет ситуацию и то, что – как и практически всегда – втиснуть литературное произведение (особенно столь монументальное, как роман Грина объемом в семь сотен страниц) в фильм очень сложно: вот и получается, что две трети предлагаемого нашему вниманию фильма зритель не всегда понимает мотивы, движущие главным героем, который обретает хоть какую-то целостность лишь под конец ленты. Безусловно, фильм снят вполне профессионально (некоторые батальные сцены по-хорошему впечатляют), но зритель (особенно не особенно знакомый с историей Латвии второго десятилетия прошлого века), помимо баталий и сцен окопной жизни, вынужден довольствоваться тщательно восстановленными деталями латвийского быта того времени.