Хаос – это нерасшифровываемый порядок


Рецензия на фильм: Враг
Фильм Враг

В истории кино уже не раз случалась ситуация, когда кинематографисты вдруг обращают внимание на какую-нибудь одну тему и бросаются снимать похожие фильмы. Когда это случается в большом Голливуде (вспомним, к примеру, «Столкновение с бездной» и «Апокалипсис») в этом нет почти ничего странного (причины этих «совпадений» лежат в области маркетинга и бизнеса), когда же подобное происходит в области артхуазного кино,  то вызывает несколько тревожащие ощущения. В этом году с очень небольшим временным промежутком на украинские экраны вышли 2 фильма, даже снятые по литературным произведениям, носящим одно название – «Двойник» - но написанным разными авторами. Первый фильм – «Двойник» Ричарда Аоаде по Достоевскому с Джесси Айзенбергом. Второй – «Враг» Дени Вильнёва по роману Жозе Сарамаго. О нем и пойдет речь ниже.
Простой преподаватель истории Адам (Джейк Джилленхол) ведет до неприличия размеренный образ жизни – лекции, дом, секс. Даже кино он не смотрит, но однажды по совету коллеги по колледжу берет в кинопрокате фильм с удивительным названием «Где хотенье, там и уменье» и обнаруживает на экране самого себя. Естественно, что подобное потрясение не проходит даром, и Адам, вместо того, чтобы вернуться в беличье колесо своей жизни, решает встретиться со своим доппельгангером. В отличие от классического доппельгангера (из литературы эпохи романтизма) Энтони (Джейк Джилленхол) тень отбрасывает и в зеркале отражается, но все же вписывается в каноны жанра, являясь темной стороной личности Адама. Таким образом, можно вполне закономерно прийти к выводу, что канадец Вильнёв – один из светочей мирового независимого кино – в выборе темы для своего последнего (в смысле хронологии) опуса далеко не оригинален (вспомним еще раз все того же «Двойника» Достоевского или же более близкого массовому сознанию доктора Джэкила и мистера Хайда). Кажется, что и повествовательной манерой, и визуальным рядом автор пытается эту неоригинальность подчеркнуть: «Враг» сознательно снят на пленку в системе Technicolor, над цветопередачей которой долго бились лучшие специалисты – в цветовой гамме фильма превалирует желтый,вызывая ощущения от просмотра старых «поляроидов» (или же – фотографий с мобильного, пропущенных через какую-нибудь новомодную программу-фильтр). В целом же после просмотра «Врага» возникают ощущения, что он – эпизод из «Сумеречной зоны», снятый Терренсом Маликом по сценарным наброскам Дэвида Линча. Тем более, что связь с последним Вильнев вроде бы намеренно подчеркивает приглашением на роль матери Изабеллы Росселини и сценой с гигантским пауком. Вывод: если все вышеизложенное кажется вам слишком странным для легкого вечернего развлечения с поп-корном и подружкой подмышкой, то прислушайтесь к своим инстинктам.  

0
Алексей Першко 18 июня 2014
Like

Имя:
22 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Старики-разбойники Старики-разбойники

 Нашему вниманию предлагается фильм Билла Кондона «Идеальная ложь» с Хелен Миррен и Иеном МакКелленом в главных ролях,...

21 ноября 2019
Отель без фундамента Отель без фундамента

 Осенне-зимний сезон украинских премьер в наших кинотеатрах набирает обороты: на этой неделе самого закаленного украинского зрителя...

20 ноября 2019
Пятый элемент Пятый элемент

 6 лет назад первое «Ледяное сердце» стало хитом мирового проката и с тех пор фанаты с нетерпением ждали продолжения...

20 ноября 2019
Дети сумрачного солнца Дети сумрачного солнца

 Сезон украинских премьер-2019 продолжается – на экраны выхолит лента «История Лизы», которая создала прецедент для...

19 ноября 2019
Girl power Girl power

Появление очередного фильма из франшизы «Ангелы Чарли» в нынешние времена воинствующего феминизма было (пардон за тавтологию)...

13 ноября 2019