Укрощение строптивого


Рецензия на фильм: Эверест
Фильм Эверест

Кинематограф любит подвиги. При всем кажущемся разнообразии жанров и форм, в основе всегда заложен один человек, его свершение или ошибка и вытекающая отсюда мораль. Людям нравится смотреть, как честолюбивые (анти)герои упорно продвигаются к цели, бесконечно верят в себя и непременно достигают задуманного. Мир блокбастеров делится на черное и белое: сильные идут вперед, слабые отступают. А что, если в планы вмешается посторонний фактор? Что, если иногда храбрые и решительные могут не получить желаемого, а слабохарактерные таки пересекут финальную черту? Когда этим фактором Х становится самая высокая точка на планете, геройствовать бесполезно. Эверест погребет в снегах любого, даже самого подготовленного и профессионального альпиниста.
Новую работу исландца Бальтасара Кормакура упорно пытались паковать в красивую коробку «осенний блокбастер в IMAX 3D», но при ближайшем знакомстве сложно не заметить разительных отличий от Голливуда в его лучших традициях. Обычно ничего не значащая пометка «основано на реальных событиях» в данном случае играет первостепенную роль: режиссер скрупулезно восстанавливает события 1996 года, жертвуя при этом возможностью снять классическое кино о противостоянии человека чему-то, ему совершенно неподвластного, в духе «Гравитации» Куарона.
Парадокс: двухчасового хронометража Кормакуру не хватает, но при этом некоторые части фильма смело можно было удалять на стадии монтажа, например, утомительные начало, где зрителя знакомят с главными действующими лицами. Вообще, персонажи – самая слабая часть всей картины (и это при таком актерском составе!), потому что ни один из них не выходит за рамки картонного шаблона. С другой стороны, полноценное развитие конфликта (а он был, да еще какой, если обратиться к противоречивым комментариям участников настоящего восхождения) немыслимо растянуло бы экранное время, что нанесло бы удар по зрелищности. Баланс драматургии и визуальной части в «Эвересте» как никогда шаткий: при тотальной прозаичности первого, фильм берет немыслимую планку во втором.
Банальное утверждение о том, что кинематограф должен переносить человека в места, ему недоступные, в этом фильме отыгран блестяще: большинство сцен снималось на натуре (правда, на отметках не столь высоких), поэтому выглядит все пугающе правдоподобно. Режиссер проводит мастер-класс по рациональному использованию бюджета, добиваясь гиперреализма, каким-то чудом еще и работающем не во вред, а на пользу общему градусу напряжения. Как только заканчивается подготовительный период, и группы альпинистов выдвигаются покорять высочайшую вершину Земли, начинается нервное ожидание катастрофы.
И вот тут-то фильм бьет наповал: вместо привычного геройства и излюбленной кинематографистами темы сильного человека, персонажи начинают погибать один за другим, без каких-либо привязок к их характерам. Спастись суждено не самым подготовленным, а попросту удачливым. Показательным в этом плане становится хорошо знакомый штамп из фильмов схожей тематической направленности: беременная жена главного героя сквозь тысячи километров разговаривает с мужем, умоляя его бороться. В любой другой ленте это безоговорочно означало бы чудесное спасение, но только не в фильме Кормакура. Впрочем, сей факт – лишь следование реальной истории. Умирают, потому что так распорядилась судьба, не иначе.
«Эверест» балансирует на тонкой грани между мейнстримом и артхаусом, так и не сумев найти золотую середину. Безусловно, тут чувствуется авторский почерк, но в конечном итоге это скорее аттракцион, нежели философское высказывание. Люди пытаются противостоять могучей силе природы и терпят крах. Кто-то выбирается невредимым, кто-то остается лежать под снежными сугробами, кто-то становится инвалидом. Страшная все-таки вещь, эта слепая случайность.

0
Сергей Задко 24 сентября 2015
Like

Имя:
14 ноября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 августа 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 августа 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 июля 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 мая 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 февраля 2016