От франкофонии – к франкофилии


Рецензия на фильм: Франкофония
Фильм Франкофония
Александр Николаевич Сокуров продолжил свои размышления о роли культуры в сохранении человеческой цивилизации, начатые в «Русском ковчеге». На сей раз – в форме медитации на тему Лувра.
Александр Сокуров пытается связаться с капитаном Дирком, ведущим свое судно, груженое бесценными сокровищами мировой культуры через бурные воды мирового океана. Связь то налаживается, то пропадает, и в перерывах автор погружается в медитацию на тему истории знаменитого Лувра в период нацистской оккупации Парижа. Если конкретнее – то в центре истории отношения двух людей – француза-республиканца, директора Лувра и всех национальных музеев Франции Жака Жожара и немецкого аристократа, высокопоставленного офицера гитлеровской армии графа Франца Вольфа-Меттерниха, франкофона и франкофила. Эти люди, бывшие врагами, постепенно превращаются в друзей-соратников, которых объединяет одна общая цель – сберечь культурное достояние Франции для будущего всей человеческой цивилизации.
В «Франкофонии» Сокурова смешаны казалось бы несовмещаемые компоненты: хроника Парижа военного времени, постановочные сцены, в которых Марианна, символ Франции, пытается спорить с самим Наполеоном, утверждающим, что все войны он вел ради культуры (именно при нем Лувр окончательно превращается в музей) и псевдодокументальные кадры общения Сокурова с капитаном Дирком. Причем сделано это в, на первый взгляд, в простой (не сказать – простецкой) форме. Но мастерство Сокурова и состоит в том, чтобы, используя минимальные средства, заставить зрителя задуматься о фундаментальных, основополагающих вещах. «Был бы я европейцем, если бы не имел возможности заглянуть в глаза людей, живших за столетия до меня» - вопрошает Сокуров, вглядываясь в портреты, висящие на стенах Лувра. И дает однозначный негативный ответ. По Сокурову человеческая цивилизация давно погибла бы, не будь луврских сокровищ (впрочем, Лувр здесь лишь яркий символ всех музеев мира) и не будь таких людей, как Жожар и Меттерних, готовых рисковать жизнью ради их спасения. Или же вымышленного капитана Дирка, который мог бы сбросить контейнеры с судна и выжить, но предпочитает бороться до последнего, пытаясь спасти саму историю. И как-то между кадров в «Франкофонии» читается восхищение автора этой страной: подобно Людовику XIV, который якобы говорил, что «Государство – это я», теперь все французы могут утверждать, что «культура – это мы».
P.S. Фильм «Франкофония» рекомендован к обязательному просмотру всему составу нашего Минкульта – от министра до уборщицы.
0
Алексей Першко 21 июля 2016


Имя:
19 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 июня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 июня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021