С недавних пор и с легкой руки Люка Бессона Франция является не только родиной кинематографа, но колыбелью относительно нового направления в нем – евротрэша, то есть жанрового кино (в 99% случаев – боевика), снятого на европейские деньги, но изначально на английском языке и с голливудскими звездами в главных ролях. Предлагаемый нашему вниманию «Ганмен» - из этого разряда, хотя и пытается рядится под серьезное разоблачительное кино.
Джим Террьер (раскачанный Шон Пенн) работает в Конго, вместе со своими партнерами Феликсом (Хавьер Бардем) и Коксом (Марк Райленс) охраняя строительную площадку некой мультинациональной компании. Но однажды им приходится ликвидировать местного министра природных ресурсов, что, помимо выгоды для их нанимателя, приносит и куда более кровавые плоды – массовые беспорядки в итак нестабильной стране. Джим вынужден скрываться, а угрызения совести заставляют его не только бросить возлюбленную Энни (Ясмин Тринка), но и обратиться в добровольца, пытающегося искупить свои былые грехи путем добывания воды в конголезских пустынях. Но прошлое, как не трудно догадаться, настигает его и тут в обличье коммандос, вооруженных «скарами» и спутниковыми телефонами. Джим обоснованно полагает, что пахнет жареным и в поисках источника этого запаха устремляется в бурное турне по Европе…
Пьер Морель, которого «звездой» евротрэша сделал Люк Бессон, уйдя от своего многолетнего патрона, решил не мудрствовать лукаво: сценарий «Ганмена» - чуть ли не полная калька сценариев трилогии «Заложница», но с легкими отличиями. Главное из них заключается в том, что, если герой Лиама Нисона решал при помощи оружия и специальных навыков семейные проблемы, персонаж Шона Пенна решает вопросы более глобального толка – тут вам и алчность транснациональных корпораций, не брезгующих ничем на пути к сверхприбылям и попирающих интересы целых народов (особенно – развивающихся), и засилье как государственных, так и частных спецслужб, ведущих себя точно так же, как и их хозяева. Предположительно, первое объясняется участием в создании фильма (и на уровне сценария, и в продюсировании) Шона Пенна, который старательно культивирует свой имидж бродячего филантропа. Но вот чем объяснить наличие огромного количества откровенного сценарного маразма, которым обильно проложены традиционно сильные у Мореля боевые сцены, так и останется определенной загадкой.