Дом холодного зла
Историю мирового кинематографа, кинематографа классики, невозможно представить без творчества датского режиссера и сценариста Ларса фон Триера. Многие его фильмы шокируют, но, вместе с тем, именно благодаря некому «вызову» его ленты могут достучаться и до самых равнодушных людей. В этомплане психологический триллер «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built), с очень скромным бюджетом в 8,5 миллионов евро,был для автора этих строк интригующим событием, а с самой картиной, как и журналисты, так и просто почитатели могли ознакомится в рамках показов «2-го київського тижня критики» в киевском кинотеатре «Жовтень»
Итак, Джек – инженер и серийный убийца. Он – великолепный психолог, умеющий как перехватывать инициативу, когда ситуация складывается не в его пользу, и одновременно – знающий, как подавлять волю человека к сопротивлению. Главный герой берет в союзники человеческое безразличие окружающих и собственную дерзость; одно из его мечтаний – построить совершенный дом, однако, традиционная архитектура для него менее успешное занятие, чем хобби убийцы.
Стилистически фильм представлен в виде пяти эпизодов, с совершенно разными жертвами, построенных как воспоминания Джека, в его диалоге с неким Верджем. В процессе развития сюжета, автор обращается к каждой новой грани души маньяка, он спускается в ее тьму, так же, как и грешники – в каждый новый круг ада. Можно отметить великолепное музыкальное оформление, безупречную операторскую работу датского оператора Мануэля Альберто Кларо, автор иллюстрирует свой фильм вставками картин различных стилей и эпох, архивными документами, историческими хрониками, даже элементами собственных фильмов, метафорическими кадрами – создавая, не побоюсь сказать, истинный шедевр. Блестяще показан само понятие «зависимости» - в виде анимационной «прогулки под фонарями».
Игра актеров – действительно потрясающа, исполнитель главной роли Мэтт Диллон тонко прочувствовал больную психику героя, его тягу к садизму с самого детства, становление и развитие. В эпизодической роли снялась Ума Турман, хоть придраться к какому-либо - в плане поверхностного воплощения типажу – невозможно, настолько цельными и интересными вышли здесь персонажи. Мне показался интересным образ Верджа (швейцарский актер Бруно Ганс), некой потусторонней силы, сопровождающей Джека в его скитаниях лабиринтами ада: он не выше Джека, во многом он лишь его попутчик, наставник перед вечностью.
Собственно, «Дом, который построил Джек» это фильм который нужно смотреть, при всем автор и не делает особого акцента на натурализм, разве что в контексте прочувственной беспомощности жертвы в силках преступника. Разбор метафорических образов вполне могли бы занять не одну страницу текста, но каждый волен трактовать в том смысле, в котором готов делать это сам, но единственно, что приходит на ум как обобщающее, для данного масштабного полотна эволюции больного сознания – что «Дом, который построил Джек» - шедевр.