Тайны Парижа
Новый проект мэтра Мартина Скорсезе, который не нуждается в представлениях, фильм снятый по книге "Хранитель времени" Брайана Селзника, о 12-летнем мальчике по имени Хьюго, которого так и хочется назвать Боссом. Хотя на самом деле он - круглая сирота, мать не помнит, отец погиб в пламени пожара, дядя спился. На дворе 1931 год, Париж, Хьюго обитает в здании местного вокзала и ремонтирует часы за своего умершего дядю, о чем пока никто не догадывается. При этом он жутко боится, что его заберут в детдом, прячется ото всех, по вечерам любуется видами Эйфелевой башни, промышляет мелким воровством и пытается починить найденную механическую куклу-автомат, анонимл, который, как он надеется, содержит послание от его отца. Неудачная попытка воровства сводит его с жутко вредным стариком-лавочником (Бен Кингсли), который забирает у него отцовский блокнот, он нужен мальчику, чтобы разгадать тайну механизма. Но старик вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд...
На самом деле, книга и фильм не только и не столько о маленьком мальчике, сколько об одном из первых кинематографистов, Жорже Мельесе, наиболее известный фильм которого - 14-минутное "Путешествие на Луну" по мотивам Уэллса и Жюль Верна. Он первый снял цветное кино, своими руками раскрашивая пленку кисточкой, так сказать, используй то, что под рукою и не ищи себе другое, умел делать маленькое большим и наоборот, использовал самые разнообразные трюки, для того времени это был ошеломительный прорыв. Его фильмы поражали публику. Мельес также был фокусником, делал механических кукол-автоматов (одну из таких и нашел Хьюго), в общем, был личностью совершенно неординарной. После войны его считали умершим, но, как мы узнаем из действия фильма, оказывается, маэстро еще жив, только изменил свой образ жизни и спрятался, можно сказать, от себя самого...
Скорсезе удивительно скрупулезно воссоздает Париж 30-х годов, погружая нас в, поистине, сказочную атмосферу, где все, тем не менее, на редкость реально. Фильм глубокий, сложный, возможно, излишне сложный, поскольку снят-то он преимущественно о детях и для детей. Но в юном возрасте, когда непоседливость столь естественна, будет сложно сосредоточиться на вялотекущем мире Скорсезе, где экшин отнюдь не на первом плане. Поэтому я не уверен, что это детский фильм и сомневаюсь, что он будет иметь успех у юной аудитории. В отличии, допустим, от "Гарри Поттера", волшебство его незримое, завуалированное. Не каждый сумеет его уловить, почувствовать. В этом недостаток Скорсезе, впервые взявшегося за детское кино, и малость перемудрившего в этом плане. К этому надо добавить и то, что сюжет картины не лишен небольших пробуксовок, кому-то может показаться скучным. Да и хоть кто-нибудь, до 16 и младше, заинтересуется ли после этого фильма старым кино, попытается ли узнать больше про Мельеса?.. Сомневаюсь. Вот и получается, что для детского кино картина слишком взрослая, а для взрослых в ней слишком много детского, в отличии от того же "Гарри Поттера", вневременного эффекта здесь нет. Сложно сказать, виной тому отдельные эпизоды-зацепки или же общая канва сюжета. Возможно, прочтение книги Селзника могло бы разрешить данный вопрос.
Хотя, при всем том, мастерство режиссера налицо. Фильм нигде не сбивается со своего неспешного ритма и интонации, окутывает зрителя своей атмосферой, словно махровым халатом с домашними тапочками, главное не начать зевать и успевать думать. Тогда грани кубика, сложенного Скорсеза, раскрываются Вам навстречу. Неплохо играют актеры. Хотя Хлоя Моретц, дочь лавочника, подружившаяся с Хьюго без корыстных целей, (ведь она здесь не вампир, в отличии от "Впусти меня") с лицевой мимикой несколько перебарщивает. Зато безукоризненна игра Бена Кингсли, ему веришь. Неузнаваемый Джуд Лоу, отличное исполнении роли офицера (что так хочет упрятать Хьюго в детдом) "казахским" комиком Сашей Бароном Коэном также стало приятным сюрпризом, что-то не припомню его доселе в серьезном кино. Узнать его в фильме можно по одному-единственному эпизоду, когда продавщица цветов просит улыбнуться. Вдобавок присутствие Сарумана, заслуженнейшего Кристофера Ли, в небольшой роли библиотекаря.
Хорошее кино, которое, тем не менее, боюсь, придется по вкусу далеко не всем.