Humanitat uber alles


Рецензия на фильм: В снежном плену
Фильм В снежном плену
43-летний норвежец Петер Несс, почитаемый у себя на родине величайшим из живущих кинорежиссеров (на его «Эллинг», который был всего 4-м норвежским фильмом, номинировавшимся на «Оскар», в 4-миллионной Норвегии было продано более 800 000 билетов), сняв «Снежную тюрьму», несколько изменил своему творческому кредо – ранее он уделял основное внимание странным людям в обычных обстоятельствах, теперь же поместил обычных людей в весьма неординарные обстоятельства.
В апреле 1940 года в норвежском небе сходятся в бою нацистский бомбардировщик и британский истребитель. Оба они оказываются на заснеженной норвежской земле, а их экипажи волею удивительного стечения обстоятельств сходятся в заброшенную охотничью хижину. Британцы оказываются в плену у немцев (британские летчики отправлялись на боевое задание без личного оружия???) и тут же вспоминают о Женевской конвенции об обращении с военнопленными и начинают качать права и всячески провоцировать своих противников. Те держаться стойко, хотя один из немцев ни на секунду не расстается с томиком «Моей борьбы» Гитлера, которую, впрочем, итак знает наизусть. Далее следуют типичная для подобного жанра фильмов чехарда с переменой ролей, борьба за выживание в жестких условиях, сближение и – еще один закон жанра – рождение простой человеческой дружбы между, казалось бы, непримиримыми врагами. Под конец в дело вмешиваются аборигены, еще не завоеванный нацистами, и всю эту хрупкую гармонию разрушают.
Фильмов на тему рождения дружбы между заклятыми врагами, замкнутыми в одном месте, за историю кинематографа было снято немало, причем в самых разных жанрах, но если Вольфганг Петерсен в ленте «Враг мой» помещает своих героев в фантастический мир будущего, то Несс утверждает, что его лента едва ли не документальна – на момент норвежской премьеры «Снежной тюрьмы» был еще жив человек, послуживший прототипом командира немецкого бомбардировщика, который и поведал эту историю. Вот только для достижения пущего эффекта Несс начинает грешить против исторической правды: вроде бы летчики провели в хижине всего одну ночь, а не несколько, да и Женевская конвенция в той редакции, положениями которой оперируют герои ленты, была принята в конце 40-х годов. С другой стороны, не зря говорят, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: авторам в простой и доступной форме удалось донести мысль о чуждости войны простому люду, а вот насколько эта мысль верна, пусть каждый решает сам.
0
Алексей Першко 28 апреля 2013


Имя:
28 июля 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 июля 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 июля 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021
PTSD от Escape Room PTSD от Escape Room

 В очередной раз приходится писать избитую фразу: причины, по которым снят фильм (в данном случае – «Смертельный лабиринт...

13 июля 2021
Джоанна Уик Джоанна Уик

Давно ни для кого не секрет, что мы живем во времена смены канонов различных жанров кино, точнее сказать – полного их переписывания....

13 июля 2021