Правдивый развод


Рецензия на фильм: Развод Надера и Симин
Фильм Развод Надера и Симин
С некоторым опозданием на украинские экраны выходит лауреат Берлинского фестиваля 2011 года и еще дюжины других призов рангом пониже – иранский фильм «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади. И тут стоит отметить, что берлинские лауреаты часто оказываются из категории фильмов, в которых рассказываемая история превалирует над кинематографическими качествами. «Развод Надера и Симин» с блеском опровергает это правило.
Отправная точка истории, рассказанной фильме на первый взгляд банальна – супруги разводятся, так как она хочет уехать за рубеж ради будущего дочери, а он хочет остаться ради больного отца. Но вот что бросается в глаза уже с первых кадров ленты, так это то, что портрет этой семьи – их манера одеваться и изъяснятся, их реакции – опровергает расхожие представления среднестатистического европейца об Иране. Эту семью легко представить на улицах Лондона или Парижа, Варшавы или Киева.
К семейной психологической драме вскоре добавляется еще один штрих: сиделка, нанятая Надером для присмотра за больным отцом, уходит на несколько часов, привязав подопечного к кровати. Старик падает и едва не погибает. Тон повествования повышается – сиделка увольняется, а ее супруг подает жалобу в полицию. Вообще надо сказать, что хаотическое нагнетание причин и следствий является движущей силой фильма: микроскопическая песчинка может вызвать песчаную бурю других конфликтов, подобно механизму цепной реакции. Более того, за этим человеческим материалом, которого уже вполне достаточно для того, чтобы рассматривать ленту Фархади как выдающееся произведение, разворачиваются еще и философские и политические страты. «Развод» может быть воспринят и как исследование природы правды. Конфликты, разворачивающиеся за 2 часа фильма, показаны с точек зрения многих героев, и это позволяет задаться рядом вопросов. Например, однозначна ли правда? Или же она изменчива, многозначна и зависит от точки зрения? И что примечательно, фильм, задающийся подобными вопросами, не несет на себе печати казалось бы неизбежной дидактичности.
Отметим также, что все вышесказанное было бы невозможно без великолепных актеров, которые по достоинству были оценены все на том же Берлинском фестивале.
Резюмируя скажем, что в лице «Развода Надера и Симин» имеем образчик большого кино, жесткого и наполненного адреналином. При этом Фархади являет нам еще один лик иранского кинематографа, столь же далекий как от красивостей лент Мохсена Махмальбафа, так и от больших концептуальных фильмов Аббаса Кьяростами. Логичнее было бы сравнить кинематограф Фархади с творчеством его европейских коллег Абдельлатифа Кешиша и Кристиана Мунгиу.

 

1


Имя:
05 августа 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Нечеловечески хорош Нечеловечески хорош

Идея о любви между человеком и андроидом (или же искуственным интеллектом) давно беспокоит творцов, работающих в разных областях и жанрах,...

02 августа 2021
Жизнь – это пляж Жизнь – это пляж

Украинского зрителя ожидает нечастое событие – новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» с великолепным актерским ансамблем...

28 июля 2021
Bungle in a Jungle Bungle in a Jungle

 Была когда-то такой хит у британской группы Jethro Tull, но сейчас речь не о нем, а о хите другом – фильме Хауме Коллет Серра...

27 июля 2021
Трудности пандемического экзорцизма Трудности пандемического экзорцизма

Если режиссер хочет снимать фильмы, то он будет делать это в любых условиях (мы же ведь все помним, что творчість то є акт волі). На наши...

26 июля 2021
Впадаем в детство Впадаем в детство

На украинские экраны выходит многострадальный фильм «Глаза змеи. Начало Джи.Ай.Джо»: страдания его заключались в неоднократных...

22 июля 2021