Сказка – ложь, да в ней намек


Рецензия на фильм: Кубо и Легенда самурая
Фильм Кубо и Легенда самурая
Одна из важнейших функций сказки (и одна из причин ее возникновения – по мнению многих) – объяснять бурный, опасный и принципиально иррациональный мир детям, которым еще только предстоит в него окунуться. С этой функцией кукольная анимация «Кубо и легенда самурая» от студии «Лайка» справляется на отлично, и это при том, что темы фильм затрагивает очень и очень серьезные.
Творчески одаренный сирота Кубо отправляется в квест: ему надо найти три магических предмета самурайского обмундирования чтобы одолеть своего злого деда – Лунного Короля, убившего отца Кубо и преследующего его мать. В начале фильма мать Кубо медленно теряет память, а вместе с ней – и свои магические способности, остатки которых она тратит на то, чтобы спасти сына из лап своих сестер-злых колдуний. Так начинается волшебное путешествие Кубо, в ходе которого он должен будет пережить потерю родителей и изжить эмоциональную травму от семейного конфликта – и вместе с этим Кубо мягко подводит детскую аудиторию к вопросам, с которыми ей рано или поздно придется столкнуться в реальной жизни: ухудшение физического и психического здоровья родителей, смерть близких и распад семьи.
Сказки, как и религии, передают социальные табу и этические кодексы, только в отличие от религии делают они это в развлекательной форме. Важность этого механизма понимал еще Платон, требовавший от философов-воинов преподавания полезной лжи о греческих героях и богах. Но если Платону целью такого воспитания виделась прото-фашистская утопия, основанная на диктатуре Спарты, то творцы «Кубо и легенды самурая» создают свой весьма насильственный мир с тем, чтобы донести до юного зрителя значительно более мягкую идеологию о преодолении горя и потерь, вполне в духе идеалов мультикультурализма современного западного мира.  Ценность «Кубо и легенды самурая» состоит не в последнюю очередь и в том, что эта анимация, погруженная в фантастические видения средневековой Японии, демонстрирует то, как плодотворно может быть вдумчивое объединение культурных, литературных и театральных традиций Запада и Востока. Подобно тому как когда Акира Куросава переносил шекспировские пьесы на японскую почву, а потом эти его фильмы возвращались на Запад в виде вестернов (вспомните хотя бы «Великолепную семерку»), так и создатели «Кубо» используют японский культурный материал, чтобы показать мировому зрителю другую концепцию загробной смерти, траура и памяти. Замечательно и то, что главным оружием Кубо в его нелегкой борьбе оказывается музыка, что становится чудесной метафорой для основного месседжа фильма о способности искусства лечить как душевные, так и социальные язвы. 
0
Алексей Першко 15 августа 2016


Имя:
17 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 июня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 июня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021