Посвящается всем мечтателям
Как стилизованному мюзиклу в 2010-х удалось добиться единогласного признания?
- Это гениально!
- Точно? Не сильно ностальгически?
- В этом вся прелесть!
- А если людям не понравится?
- К черту их!
Диалог из «Ла-Ла Лэнда» будто вторит позиции его автора, Дэмиена Шазелла, режиссера и сценариста картины. И тем не менее премьерный показ на Венецианском кинофестивале обезоружил критиков своей наивной красотой настолько, что им не оставалось ничего, кроме как написать, что это шедевр. Вслед за этим последовала победа на кинофестивале в Торонто и абсолютный триумф на «Золотых глобусах», где фильм поставил рекорд по количеству статуэток (всего 7), а Дэмиен Шазелл стал самым молодым победителем в номинации «Лучший режиссер».
Но, как и сам фильм, история его создания иллюстрирует сложности, с которыми сталкиваешься на пути к своей мечте. Сценарий “Ла-Ла Лэнда” был написал ещё до оскароносной “Одержимости” и ждал своего времени. Из-за жанра (кто вообще может назвать мюзикл своим любимым жанром?) и оригинального текста, продюсеры не хотели браться за проект, но успех истории талантливого барабанщика, полноценного режиссерского дебюта Шазелла, отмел любые сомнения.
Не пройди Шазелл весь этот путь, вряд ли он смог бы говорить “от лица всех мечтателей”. Его “Ла-Ла Лэнд” обезоруживающе искренний, ни одной фальшивой ноты. Он напоминает любовное письмо, написанное в те годы, когда беспрекословно веришь своим эмоциям. Тут - любовное письмо Голливуду: окнам "Касабланки", ритму джаза, неону и поющему под дождём Джину Келли, но вместо парада клише - элегантный реверанс классике.
В центре истории двое влюбленных - Себастьян (Райян Гослинг), пианист, грезящий о возрождении джаза, и Миа (Эмма Стоун), начинающая актриса с талантом драматурга. Они разрываются между юношеской страстью и необходимостью сделать правильный выбор. Однако старую как мир историю о двух мятежных сердцах, плененных нежными чувствами вряд ли можно было назвать откровением, если бы не приземленный прагматизм и юмор. Эти черты вдохнули жизнь в мюзикл, и так визуально напоминающий сказку. Главные герои, как фигуры глубоко сентиментального кино, наделены человечностью, от несовершенного вокала до неловких ошибок. В какой-то момент “Ла-Ла Лэнд” отодвигает весь жанровый каркас, и оставляет лишь одни эмоции, подобно единственному прожектору, что освещает взгляд Эммы Стоун. Свет, кстати, тут отыгрывает очень важную роль. Все, что происходит на экране, нарочито подчеркнуто, а все движения камеры, ритмы музыки и хореография актеров - все это сосуществует в той гармонии, которую принято называть магией кино.
Ничего бы этого не было, если бы не музыка, которой по праву отведена отдельная роль как в “Ла-Ла Лэнде”, так и в жизни Шазелла. Он, как и его герои, романтик, и верен идеи о возрождении жанра музыкальных фильмов (а не просто мюзиклов). Успешно помогает ему в этом его бывший сосед по комнате в общежитии, ныне композитор - Джастин Гурвич. Каждая нота имеет свой эмоциональный вес, а каждая песня определенный композиционный шарм, то ли золотой эры Голливуда, то ли Лос-Анджелеса 2017 года. На таком бурном сочетании страсти к модернизму и классике “Ла-Ла Лэнд” преподносит важный урок, завернутый в сладкий (но не приторный) фантик красочной наивности.