«Кришна плывет в своей лодке, а все мы лишь снимся ему» - говорит маленькому Пи его отец-атеист. И тоже самое можно сказать и о фильме всеядного (ему и Вудсток под силу, и душевные метания ковбоя нетрадиционной сексуальной ориентации и крадущиеся тигры с затаившимися драконами) и всемогущего Аня Ли «Жизнь Пи», который очень похож на сон Кришны о Христе и Аллахе.
16-летний Пи (сокращенное от французского слова piscine – бассейн) отправляется со своими родителями, старшим братом Рави и семейным зверинцем из индийского Пондишери (а не Пондичери, как утверждает украинский переводчик) в Канаду на японском судне, которое терпит крушение во время страшного шторма. В итоге Пи оказывается в спасательной шлюпке в компании орангутанга, пятнистой гиены, раненной зебры и бенгальского тигра по имени Ричард Паркер. К концу 227-дневного путешествия по волнам Тихого океана их останется только двое.
Как и одноименный роман канадца Янна Мартеля (лауреат Букеровской премии 2002 года), фильм Аня Ли – не столь рассказ о невероятном странствии и эволюции отношений мальчика с тигром, сколь история внутренних поисков человеком путеуказующих духовных ориентиров (желающие могут назвать их Богом) и эволюции отношений человека с окружающим его миром: Пи не только последовательно знакомится с буддизмом, христианством и исламом, но и читает Достоевского и Альбера Камю. Но что забавно – режиссер принимает на себя роль демиурга, которому подвластно создание любого мира: вселенная, сотворенная Анем Ли, его оператором Клаудио Мирандой и целым сонмом художников по спецэффектам потрясает и делает «Жизнь Пи» едва ли не лучшим трехмерным фильмом современности, находящимся на передовой технического совершенства. Ань Ли и Клаудио Миранда не снимают сцену, а затем для пущего эффекту не бросают в зрителя каким-нибудь предметом, а смотрят на мир сквозь объектив трехмерной камеры, превращая ее (наконец-то!) в инструмент художественного творчества.
И отдельно отметим исполнителя роли Пи Сураджа Шарму – ему практически весь фильм пришлось играть без партнера (ведь тигра в большинстве случаев дорисовывали потом кудесники цифровых спецэффектов) и при этом удалось ни разу не сфальшивить. А это для дебютанта – вещь небывалая.
В целом же можно констатировать, что вряд ли «Жизнь Пи» на наших просторах ждет выдающийся коммерческий успех, но то, что лента эта станет вехой в истории технической и эстетической эволюции кинематографа сомневаться не приходится.