Гиперинтеллектуальная комедия


Рецензия на фильм: Манифесто
Фильм Манифесто
Художнику Джулиану Розефельдту удалось практически невозможное: он снял фильм, сыгранный одной актрисой (Кейт Бланшетт), цитирующей различные политические и художественный манифесты (числом около пятидесяти), который в итоге оказывается настолько оригинальным (несмотря на то, что один из цитируемых манифестов гласит – «Ничто не оригинально»), по-хорошему нахальным и смешным, что его вполне можно считать комедией. Но чтобы понять это, зрителю необходимо суметь различить хотя бы пятую часть манифестов: смешное здесь порождается контрастом произносимого с экрана содержимым и обстоятельствами, в которых это делается. Еще один источник смешного в «Манифесто» - великолепная игра Кейт Бланшетт, сумевшей наполнить дополнительными смыслами каждого из тринадцати сыгранных ею персонажей.
Вот по разрушенному индустриальному персонажу бредет бомж, цитирующий слова Макрса и Энгельса о том, что капитализм находится на последнем издыхании. Вот мы видим бизнесвумен, сидящую в офисе биржи и провозглашающую, что «страдание человека столь же интересно нам, как и страдание электролампочки» - прежде чем растворится в бесконечных рядах таких, как и она клерков. Вот женщина, чьи рыжие волосы контрастируют с черным французским кружевом, яростно провозглашающую надгробную речь, каковой оказывается манифест дадаизма от Тристана Тцара.
«Манифесто» Джулиана Розефельдта производит неизгладимое впечатление, которое лишь усиливается, когда узнаешь, что все это великолепие было снято всего за 12 дней в Берлине. И при этом режиссер проявил недюжинный ум, образованность и чувство меры – Розефельдт самым очевидным образом держит под контролем то, что имело огромнейшие шансы превратиться в хаос. Помимо этого – с удовольствием повторимся – в не меньшей степени вся эта интеллектуальная конструкция не только уверенно стоит, но и производит впечатление эдакой легкости благодаря фантастической игре Кейт Бланшетт, которая сумела оживить каждого персонажа – будь то татуированная рокерша-гот, усталая мать-одиночка, работающая на мусороперерабатывающем заводе или же учительница начальных классов, непринужденно цитирующая своим 7-8летним ученикам Жана-Люка Годара, а затем плавно переходящая к положениям «Догмы 95» от Ларса фон Трира (это, кстати сказать, одна из самых замечательных сцен фильма).   И чем еще подкупает «Манифесто», так это бодрящей уверенностью в том, что где-то еще есть люди, считающие все эти 50 манифестов неотъемлемой и краеугольной частью человеческой цивилизации.
0
Алексей Першко 14 июня 2017


Имя:
13 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021
Заклятый круг Заклятый круг

Первые два фильма франшизы «Заклятие» стали своего рода кассовым феноменом (по не совсем понятным для автора этих строк...

03 июня 2021
Citius, altius, fortius Citius, altius, fortius

В столичном кинотеатре «Оскар» в рамках 50 Киевского кинофестиваля «Молодость» прошла украинская премьера...

02 июня 2021