Войти через
facebook google
 

Жизнь на Марсе


Рецензия на фильм: Марсианин
Фильм Марсианин
Масштабная буря прерывает миссию "Арес-3" на Марсе - астронавты вынуждены в срочном порядке покинуть Красную планету. В ходе эвакуации команда теряет ботаника Марка Уотни (Мэтт Дэймон), который официально признается погибшим. Но Марк остается в живых и отчаянно не хочет умирать - даже несмотря на то, что продуктов у него явно не хватит на те четыре года, спустя которые на Марс должен прибыть следующий корабль.
Ридли Скотт - человек, который приложил руку к двум фильмам, перевернувшим представление о космической фантастике. "Чужой" и "Бегущий по лезвию" стали классикой жанра, образцом для будущих поколений режиссеров, вершиной, до которой удалось дотянуться единицам. С момента их выхода прошло уже более 30 лет, и неоднозначность дальнейшей продуктивной карьеры постановщика - тема для отдельной дискуссии. На 78-м году жизни Скотт вновь отправляется навстречу звездам, но "Марсианин" разительно отличается от уже упомянутых проектов Ридли, поскольку максимально приближен к окружающей нас реальности. НАСА уже не раз заявляло о планах полета на Марс, так что речь идет о ближайшем будущем, до которого уже рукой подать. В сущности, антураж не так важен, ведь "Марсианин" - история об одиночестве, выживании и надежде.
Основой фильма послужила вышедшая в 2011-м году книга американского автора Энди Вэйра, которая получила хвалебные отзывы от таких солидных критиков, как Entertainment Weekly, The Wall Street Journal и USA Today. Неудивительно, что в условиях дефицита идей права на экранизацию вскоре были приобретены гигантом Twentieth Century Fox. Изначально планировалось, что фильм станет второй режиссерской работой создателя "Хижины в лесу" Дрю Годдард, но студия в итоге обратилась к величине побольше: Годдард ограничился написанием сценария, а во главе проекта стал Ридли Скотт.
"Когда я встретил Ридли впервые, он признался, что всегда хотел снять фильм о Робинзоне Крузо", - рассказывает Мэтт Дэймон. Едва ли мы когда-нибудь увидим адаптацию произведения Даниэля Дефо в исполнении Скотта, однако историю Уотни, по сути, можно назвать вариацией на ту же тему с некоторыми оговорками. Вместо безлюдного острова - безлюдная планета, но главное ведь не антураж, а человек.
Книга Вэйра в большинстве своем - дневник Марка, в котором он с невероятной дотошностью описывает свои мысли, умозаключения, решения и поступки. Писатель очень скрупулезно относится к описанию технических деталей и научных расчетов, и неподготовленный читатель может быть слегка ошеломлен количеством цифр и формул. Как поступает в этой ситуации Годдард? Сценарист делает ставку на нарратив, заметно облегчая перегруженную конструкцию. Он парой штрихов дает понять, что Уотни - умный парень, но предпочитает не раскладывать по полочкам, к примеру, как тот вычисляет, каким способом лучше поднять температуру воздуха в ровере. "Марсианин", таким образом, грамотно балансирует на стыке киноформ, занимая место в пустующем ряду интеллигентных блокбастеров.
Неспешное повествование практически лишено экшна, тем не менее, несмотря на солидный хронометраж, Скотту мастерски удается избежать провисаний - он четко удерживает ритм, не затягиваю ни одну из сцен. Событиям на Земле и на борту корабля с группой "Ареса-3" уделено достаточно внимания, потому надо понимать, что "Марсианин" - вовсе не "Гравитация", где все было сфокусировано на героине Сандры Буллок. Уотни - протагонист, однако далеко не единственное действующее лицо. Ридли собрал на съемочной площадке внушительный актерский десант: от ветеранов Шона Бина и Джеффа Дэниэлса до молодежи (по голливудским меркам) вроде Дональда Гловера и Маккензи Дэвис - и нет ни малейшего повода говорить о мискасте. То же касается и выбора в пользу Дэймона, который бурно обсуждался в сети - Мэтт едва ли получит Оскар за эту роль, но она однозначно попадет в число лучших его работ. 
Концепт "Марсианина" располагает к пафосу и излишнему драматизму, однако фильм получился на удивление живым. Уотни Дэймона - не герой и не символ, а простой человек, оказавшийся в экстраординарной ситуации и пытающийся с присущим ему юмором оставаться оптимистом. Комизм - одна из главных сильных сторон фильма, ведь куда приятнее вместо зубодробительных речей слышать удачные (что важно) шутки.  
"Марсианин" не станет поворотным событием в истории кинематографа и не соберет десятки наград, но, без сомнения, добавит вистов пошатнувшемуся авторитету Скотта. Это добротная ремесленническая постановка, расчетливо ориентированная на широкую аудиторию - убедительная в плане визуализации, твердо стоящая одновременно на территории и развлекательного, и разговорного кино и максимально близкая к аудитории.
0
Юрий Шевченко 30 сентября 2015
Like

Имя:
16 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


 О чем втайне говорят мужчины О чем втайне говорят мужчины

Импровизация на известную тему от Квартета И.

14 февраля 2019
Мстители. Перезагрузка Мстители. Перезагрузка

Собрать всех героев вместе, устроить грандиозную битву с беспрецедентным количеством жертв и начать все практически с чистого листа –...

27 апреля 2018
"Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но… "Черная пантера": самый красивый фильм Marvel, но…

Сюжет примитивен, конфликт не цепляет, а главный герой и злодей получились донельзя плоскими. Зато "Черная пантера" запредельно...

15 февраля 2018
"Я, Тоня": смеясь над трагедией "Я, Тоня": смеясь над трагедией

"Я, Тоня" под новым углом смотрит на историю, которую в прессе назвали "самым большим скандалом в истории спорта США"....

08 февраля 2018
Право на любовь Право на любовь

Живописная сказка, поднимающая важную тему толерантности.

17 января 2018