Войти через
facebook
 

Дитя человеческое


Рецензия на фильм: Марсианин
Фильм Марсианин

На самом-то деле, волноваться за судьбу «Марсианина» было делом вполне логичным. Безусловно, Ридли Скотт – постановщик именитый, а его фильмы «Чужой» и «Бегущий по лезвию» по праву считаются вехой в жанре научной фантастики, но в последние годы режиссера изрядно журили. Хорошие новости: на этот раз талантливые люди в кадре (и за кадром) тратили свои силы не зря. Скотт наконец-то снял цельную, захватывающую и совсем не глупую картину.

Фильм создан по мотивам одноименного романа Энди Уира, и первостепенной задачей сценаристов было превратить дотошную в научных расчетах и терминологии книгу в увлекательную историю, не потеряв при этом в достоверности. Дрю Годдард в который раз продемонстрировал свою состоятельность, сумев довести «Марсианина» до уровня так называемого умного блокбастера, когда визуальный ряд не становится доминирующим фактором, оставляя место науке. Поговаривают, что Годдард хотел еще и занять пост режиссера, но продюсеры, видимо, не решились взять малоопытного постановщика, отдав предпочтение более громкому имени. Жалеть вроде бы не о чем, хотя взглянуть на историю своеобразной колонизации Марса в исполнении автора «Хижины в лесу» мы бы не отказались.
Сразу оговоримся: «Марсианин» не похож на последние фильмы об освоении космоса. В нем нет напряжения «Гравитации», вселяющей первородный страх перед Вселенной, или же величия «Интерстеллара», который говорил о Любви в ее самых обширных проявлениях. Скотт доказывает нечто другое: космос не так далек и недоступен, как кажется. Его можно и нужно осваивать, невзирая на все сопутствующие тому сложности. Главный герой в исполнении харизматичного Мэтта Дэймона волей случая остается сам на чужой и враждебной человеку Красной планете, и он вынужден найти путь к спасению посредством своих знаний инженера и биолога.
Тут легко можно было сместить акценты на одного-единственного персонажа и попытаться сотворить героиню Сандры Буллок из фильма Куарона, но количество первоклассных актеров в картине столь велико, что было бы преступлением не уделить им должного внимания. В результате сюжетная линия уверенно перемещается с Земли на Марс и обратно, попутно демонстрируя ситуацию на борту корабля с группой «Ареса-3». Выделить кого-то, кроме однозначно удачного каста Дэймона, вряд ли получится, но, с другой стороны, ошибочно будет счесть это за упущенные возможности. Каждый дал максимум из того, что мог, удачно дополняя образ главного героя.
Вообще, самая большая находка всего фильма, раскрытая преимущественно через реплики персонажа Мэтта Дэймона, – это комизм, избавляющий ленту от излишнего пафоса. Марк Уотни со здоровым чувством юмора относится ко всему, с чем ему предстоит столкнуться, что позволяет легко ассоциировать себя с человеком, который (вдумайтесь только) сражается за свою жизнь за 225 миллионов километров от Земли. Вместо величественных речей о человечестве, вере и надежде, Скотт создает предельно реалистичную историю, где выживание зависит не от случайности или великой силы духа, а от интеллекта и умения трезво оценивать свои силы. Не обойтись и без банальной способности не сойти с ума от одиночества, а что, если не самоирония, может в этом помочь.
Располагая внушительным хронометражем почти в два с половиной часа, режиссеру удается держать зрительское внимание, не изощряясь при этом в экшн-сценах. Их, по сути, и нет вообще, если не брать в счет эпичный финал (в котором, кстати, виден отчетливый привет «Гравитации»). Нарратив строится посредством человеческого взаимодействия (а порой и противодействия), научных теорий, опробованных методом попыток и ошибок, а также удивительно удачного музыкального сопровождения в стиле «диско», что привносит в картину еще больше комичности (не сочтите за спойлер, но песня I Will Survive на финальных титрах – это блистательно). Научно обоснованный фильм еще никогда не был столь непринужденным и понятным зрителю.
«Марсианин» точно не станет эталоном жанра и вряд ли будет претендовать на награды, но дело совсем не в этом: Ридли Скотт наконец-то снял сбалансированную научную фантастику (с ударением на первое слово), где нашлось место и драматическим, и комедийным эпизодам. В центре истории – человек, а не сборник штампов, Мэтту Дэймону веришь, а ничего важнее в этом фильме и быть не могло. Ко всему прочему, это еще и самая убедительная реклама космической программы. Скотт приглашает нас открывать Вселенную, и его зову сложно не поддаться.
0
Сергей Задко 02 октября 2015
Like

Имя:
21 октября 2019
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


История зверушек История зверушек

Будучи простым, как три копейки, мультфильм от создателей «Гадкого Я», тем не менее, подкупает своей динамикой и многообразием...

10 августа 2016
Команда ненависти нашей Команда ненависти нашей

«Отряд самоубийц» при всей его непродуманности почему-то жалко.

08 августа 2016
Ледниковое безобразие Ледниковое безобразие

Во всем этом нет ни намека на какое-то вдохновение или хотя бы интерес со стороны создателей выдать приличный продукт. Незачем, все равно...

19 июля 2016
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Два с половиной часа зрителя вынуждают смотреть за жалким отблеском былой славы, фильмом – компиляцией всех опостылевших жанровых...

19 мая 2016
Прогневить бога Прогневить бога

В свои лучшие моменты «Боги Египта» напоминают «Битву титанов», и это, как вы можете догадаться, совсем не...

25 февраля 2016