Magical Mystery Tour


Рецензия на фильм: Ноябрь, или ростовщик
Фильм Ноябрь, или ростовщик
Украинскому зрителю представилась редчайшая возможность ознакомится с новейшим эстонским кино, причем сразу с лучшего его образца – ленты «Ноябрь, или Ростовщик» Райнера Сарнета, которая подана Эстонией на соискание «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Молодая крестьянская девушка Лина безответно влюблена в соседского парня Ханса. Ханс же, в свою очередь, столь же безответно влюблен в дочку местного барона (в этом то, собственно, и состоит причина безответности любви Ханса). Еще один из пейзан настолько безответно влюблен в служанку барона, что, не моргнув глазом, следует совету местной колдуньи и печет хлебец из собственных пота, лобковых волос и – извините, но из песни слов не выкинешь – дерьма. Друг отца Лины в нее не влюблен, а просто хочет взять ее в жены (ввиду ограниченности выбора у обеих сторон). А отец, в свою очередь, сооружает краттов – фантасмагорических существ из подручных материалов – и одушевляет их путем обмана самого дьявола. Основанное предназначение этих существ – безудержный грабеж. При этом грабежи и кражи - любимое занятие всех жителей округи.
Можно предположить, что главная причина всей этой фантасмагории заключается вот в чем – самый знаменитый из ныне живущих эстонских писателей Андрюс Кавирягк, по роману которого снят этот (ну почти) шедевр, впитав в себя эстонскую мифологу, отразил в книге один простой факт: Эстония с успехом оспаривает у Чехии и Исландии звание чемпиона по степени атеизма населения. Таким образом, отсутствие у эстонцев одной объединяющей религии и порождает ситуацию, в которой каждый волен верить во что угодно – и Иисуса Христа, и в Кама сутру, и нирвану, и в перерождение душ. Вот и получается, что героям фильма Сарнета приходится передвигаться по жизненному пространству как по минному полю, тщательно стараясь не наступить на любимый мозоль какому-нибудь очередному духу или порождению преисподней. И Райнер Сарнет к тому же взваливает на свои плечи (и блестяще с ней справляется) и вовсе непосильную задачу – ответить на вопрос, возможна ли в созданном им мире любовь? Он показывает себя неисправимым романтиком и положительно отвечает на него, но жестко демонстрирует что нежным чувствам в брутальном метафизическим мире приходится ой как непросто. И было бы в высшей степени несправедливым не упомянуть оператора этой ленты Марта Таниэля, который создал непередаваемый словами фантастический черно-белый мир, который сам по себе оказывается самодостаточным эстетическим объектом.
0
Алексей Першко 07 декабря 2017


Имя:
21 июня 2021
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Блистательный Лука Блистательный Лука

 Когда в 2021 году студия «Пиксар» выпускала анимацию «Отважная», во многих странах показ этого фильма...

16 июня 2021
Похождения писателя в жанре уся Похождения писателя в жанре уся

 Украинскому зрителю предоставляется редкая возможность поближе познакомиться с жанром, а точнее даже будет сказать –...

15 июня 2021
Девять жизней Доминика Торетто Девять жизней Доминика Торетто

Признаюсь, идя на просмотр девятой части (не считая спи-оффа) франшизы «Форсаж», думал, что писать рецензию будет...

09 июня 2021
Терпи и верь Терпи и верь

Эта фраза, неоднократно повторенная в диалогах и песнях фильма «На высотах Нью-Йорка», не исчерпывает всего посыла ленты Джона...

08 июня 2021
Нравоучительное порно Нравоучительное порно

 В программе «Фестиваль фестивалей» 50-го Киевского Международного Кинофестиваля «Молодость» показали возможно...

03 июня 2021