Из сердца тьмы


Рецензия на фильм: Соль Земли
Фильм Соль Земли
Вим Вендерс в последние годы видимо ощутил некоторую несовременность собственного художественного пространства и своевременно переключился с кино игрового, принесшего ему заслуженную славу, на кино документальное (в его собственном понимании). И наконец-то выдал на-гора настоящий шедевр, хотя есть определенные подозрения, что степень «шедевральности» зависит от личности, которую Вендерс выбирает в качестве источника своего вдохновения. «Соль земли» поражает в первую очередь именно центральной фигурой ленты – знаменитым бразильским фотографом Себаштьяу Сальгаду.
Сальгаду, родившийся на ферме своего отца и проведший там первые 5 лет жизни, совершил невероятное жизненное путешествие: в 1969 году он по политическим соображениям иммигрирует во Францию, где заканчивает экономическое образование и впервые попадает в Африку в качестве сотрудника Мирового банка. К счастью у него уже тогда был в руках фотоаппарат. Отказавшись от карьеры экономиста, он полностью посвящает себя социальной фотографии: с фотоаппаратом в руках он пройдет девять кругов ада, запечатлев ужасы гражданской войны в Руанде, безумную золотую лихорадку у себя на родине, войну в бывшей Югославии, нефтяной апокалипсис в только что освобожденном от иракцев Кувейте. Он побывал в самом сердце тьмы, в самом концентрированном конрадовском понимании этого термина. И тьма едва не поглотила его: вернувшись из Руанды в 1994 году, он понимает, что душа его больна и видеть, и фиксировать неукротимую жестокость человечества он больше не в силах. Он возвращается со своей верной спутницей Лелией на родину и начинает воплощать казавшуюся абсурдной идею супруги вернуть к жизни некогда окружавший отцовскую ферму тропический лес. К моменту выхода ленты на экраны ими высажено 2 с половиной миллиона деревьев. Сальгадо надеется, что лет через 30, когда посаженный им лес обретет природный баланс, возродится и маленький водопадик, к которому он так любил бегать в детстве со своими семерыми сестрами. Этот эксперимент вернул Сальгадо к жизни и к фотографии: последний его проект «Генезис» поражает воображение не менее, чем его яростные социальные работы.
Имея дело с такой человеческой глыбой, Вендер не мудрствует лукаво: он выстраивает фильм на черно-белых фотография Сальгаду и его же размеренных и вдумчивых  закадровых комментариях к ним, изредка разбавляемых сценами путешествий великого фотографа на остров Врангеля или на берега Оби. И этого оказывается более чем достаточно, чтобы с первых же кадров захватить все внимание зрителя и в конце концов подарить ему капельку надежды на лучшее, так необходимой всем нам.
  
0
Алексей Першко 18 июня 2015
Like

Имя:
21 января 2020
Ваш отзыв

Другие рецензии автора


Женские истории времен империи Женские истории времен империи

 На украинские экраны выходит дебютный фильм «Преданная» Кристины Сиволап, являющийся одним из самых ожидаемых украинских...

13 января 2020
Проклятие ванны Проклятие ванны

 Режиссер Николас Песке зачем-то снял очередной фильм из американской (не путать с японской) франшизы «Проклятие». Все...

13 января 2020
 Гламурный шахер-махер Гламурный шахер-махер

 Вполне состоятельный (в профессиональном смысле) режиссер Мигель Артета несколько удивил слабостью своего нового фильма под названием...

09 января 2020
Очень странное кино Очень странное кино

Мастеровитый сценарист и режиссер Стивен Гейган предлагает на суд публики очень странное кино под названием «Дулитл» от...

08 января 2020
Роман с сердцем Роман с сердцем

 Эмма Томпсон, ранее известная актриса, решила, как говориться, сменить регистр и заняться сценарным мастерством. При этом на ее...

27 декабря 2019